Письмо Минфина России от 30 мая 2023 г. № 24-06-09/49516
Вопрос: Об оценке заявок участников закупки по критерию "квалификация участников закупки".
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 30 мая 2023 г. № 24-06-09/49516
Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России (далее - Департамент), рассмотрев обращение от 02.05.2023, направленное посредством электронной почты, по вопросу о применении положений постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20.12.2021 N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2604) в части оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки", сообщает следующее.
В соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329, Минфин России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно пунктам 11.8 и 12.5 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 14.09.2018 N 194н, Минфином России не осуществляется разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, практики применения нормативных правовых актов Минфина России, а также толкование норм, терминов и понятий, за исключением случаев, если на него возложена соответствующая обязанность или если это необходимо для обоснования решения, принятого по обращению.
Кроме того, в Минфине России, если законодательством Российской Федерации не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
Также Минфин России не обладает ни надзорными, ни контрольными функциями и (или) полномочиями в отношении осуществляемых закупок, в связи с чем не вправе рассматривать вопрос о правомерности совершенных и (или) совершаемых действий участниками контрактной системы в сфере закупок.
Вместе с тем в рамках компетенции Департамента полагаем необходимым отметить следующее.
По вопросу 1
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 32 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) для оценки заявок участников закупки заказчик использует такой критерий, как квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В случае проведения электронного конкурса и установления критерия, предусмотренного пунктом 4 части 1 статьи 32 Закона N 44-ФЗ, заявка на участие в закупке может содержать документы, подтверждающие квалификацию участника закупки. Отсутствие таких документов не является основанием для признания заявки не соответствующей требованиям Закона N 44-ФЗ (подпункт "р" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона N 44-ФЗ).
Согласно части 2 статьи 48 Закона N 44-ФЗ вторая часть заявки должна содержать в том числе информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "р" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона N 44-ФЗ.
Подпунктом "б" пункта 1 части 11 статьи 48 Закона N 44-ФЗ установлено, что не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за днем получения вторых частей заявок на участие в закупке, информации и документов в соответствии с пунктом 2 части 10 статьи 48 Закона N 44-ФЗ, но не позднее даты окончания срока рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, установленной в извещении об осуществлении закупки, члены комиссии по осуществлению закупок осуществляют оценку вторых частей заявок на участие в закупке, в отношении которых принято решение о признании соответствующими извещению об осуществлении закупки, по критерию, предусмотренному пунктом 4 части 1 статьи 32 Закона N 44-ФЗ.
Таким образом, документы, подтверждающие квалификацию участника закупки в соответствии с подпунктом "р" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона N 44-ФЗ, в целях оценки заявок по соответствующему критерию оценки представляются участником закупки в составе второй части заявки.
При этом, по мнению Департамента, документы, направленные заказчику оператором электронной площадки из реестра участников закупок, аккредитованных на электронной площадке, подтверждающие соответствие участника закупки установленным заказчиком в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона N 44-ФЗ дополнительным требованиям, не могут учитываться комиссией по осуществлению закупок в целях оценки заявок.
Вместе с тем вопрос о наличии либо об отсутствии признаков нарушения Закона N 44-ФЗ рассматривается органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля (надзора) в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в каждом конкретном случае исходя из всех обстоятельств дела.
По вопросу 2
Согласно подпункту "б" пункта 28 Положения об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение), утвержденного Постановлением N 2604, в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 Положения (наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта), оценка заявок по детализирующим показателям, предусмотренным подпунктом "а" пункта 28 Положения, осуществляется в порядке, установленном пунктами 20 и 21 Положения, применение шкалы оценки не допускается.
Формулы оценки, предусмотренные пунктом 20 Положения, предусматривают оценку с учетом того, какое значение является для заказчика наилучшим (наибольшее, например размер опыта, или наименьшее, например расход топлива), а также с учетом наличия или отсутствия предельного (предельных) минимального и (или) максимального значения (значений) показателя.
Заказчик самостоятельно выбирает формулу из числа предусмотренных пунктом 20 Положения.
Формулы, при которых заказчик не устанавливает предельное (предельные) значение (значения) (подпункты "а" и "б" пункта 20 Положения), предусматривают присвоение баллов исходя из нижеследующего:
заявке, содержащей наилучшее значение, присваивается 100 баллов;
заявке, содержащей наихудшее значение, присваивается 0 баллов;
иным заявкам баллы присваиваются между наилучшим и наихудшим значениями (экстремумами) исходя из цены деления, рассчитываемой (в рамках "правого компонента" каждой формулы) на основании предложенных участниками закупки наилучшего и наихудшего значений.
При этом в случае если участник закупки в составе заявки не представил документы, подтверждающие его квалификацию, в целях оценки заявок, то такой заявке, по мнению Департамента, комиссия по осуществлению закупок присваивает 0 баллов как содержащей наихудшее значение.
Департамент отмечает, что подход, при котором оценка заявок осуществляется от 0 до 100 баллов между наихудшим и наилучшим значениями из представленных в таких заявках, обусловлен тем, что заранее не известны и не ограничиваются значения, которые могут быть предложены разными участниками закупки.
Заместитель директора Департамента
Д.А.ГОТОВЦЕВ