Письмо Минфина России от 6 июля 2023 г. № 02-06-10/63435
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 6 июля 2023 г. № 02-06-10/63435
Департамент бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов Российской Федерации (далее - Департамент) рассмотрел письмо по вопросу исполнения судебных решений, предусматривающих зачет взаимных требований сторон, связанных с исполнением государственных контрактов (договоров) на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг (далее - контракты), и сообщает.
Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 329, установлено, что Министерство финансов Российской Федерации не уполномочено давать разъяснения законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и практики их применения.
Согласно пункту 11.8 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 14 сентября 2018 г. N 194н, Министерством не рассматриваются по существу обращения организаций по проведению экспертиз договоров, учредительных и иных документов организаций, а также по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
Вместе с тем Департамент считает возможным высказать мнение по поставленному в обращении вопросу.
Общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение объектов бюджетных правоотношений, в том числе правовое положение и полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации при исполнении бюджета субъекта Российской Федерации, установлены Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс).
Положениями Бюджетного кодекса не предусмотрено исполнение бюджета по доходам путем зачета встречного требования, а также исполнение бюджета по расходам путем прекращения обязательства по доходам (не регламентировано статьями 218 и 219 Бюджетного кодекса).
В соответствии с положениями статьи 410 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательство прекращается полностью или частично зачетом встречного однородного требования, срок которого наступил либо которого не указан или определен моментом востребования.
Под указанным зачетом понимается способ прекращения обязательства посредством взаимного погашения двух однородных по содержанию прав требования. При этом прекращаются сразу два обязательства - основное и встречное, если они равны по размеру.
Вместе с тем частью 1 статьи 34 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) установлено, что контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом N 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены.
Извещение об осуществлении закупки должно содержать в том числе срок исполнения контракта (отдельных этапов исполнения контракта, если проектом контракта предусмотрены такие этапы) (пункт 8 части 1 статьи 42 Закона N 44-ФЗ).
При этом согласно части 1 статьи 94 Закона N 44-ФЗ исполнение контракта включает в себя в том числе:
приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта, предусмотренных контрактом;
оплату заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта.
Предельные сроки оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта установлены частью 13.1 статьи 34 Закона N 44-ФЗ.
Таким образом, Законом N 44-ФЗ установлена обязанность заказчика осуществить оплату поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта в сроки, установленные частью 13.1 статьи 34 Закона N 44-ФЗ, после подписания документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 Закона N 44-ФЗ.
Согласно положениям части 1 статьи 2 Закона N 44-ФЗ законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается в том числе на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с положениями части 3 статьи 425 ГК РФ законом или договором может быть предусмотрено, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору. Договор, в котором отсутствует такое условие, признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства.
Учитывая изложенное, полное исполнение сторонами взятых на себя обязательств по договору (контракту) включает в себя приемку поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги (их результатов) и оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги (их результатов).
При этом возможность исполнения контракта зачетом встречного однородного требования, предусмотренная статьей 410 Гражданского кодекса Российской Федерации, Законом N 44-ФЗ не установлена.
Вместе с тем, учитывая, что решением суда установлена обоснованность принятия Государственным казенным учреждением (далее - Учреждение) бюджетных и денежных обязательств в объеме выполненных работ, с одной стороны, и обоснованность выставленных Учреждением встречных требований к Обществу с ограниченной ответственностью (далее - ООО) по уплате неустойки за неисполнение обязательств по контракту, с другой стороны, а также учитывая положения статей 46, 218 и 219 Бюджетного кодекса, исполнение обязательства перед поставщиком (подрядчиком, исполнителем) за поставленные товары (выполненные работы (оказанные услуги)) при осуществлении на условиях контракта удержания считается исполненным при поступлении в доход бюджета неустойки в сумме произведенного удержания (зачета).
Порядок исполнения бюджета по доходам предусматривает зачисление на единый счет бюджета доходов от распределения налогов, сборов и иных поступлений (поступлений неустойки в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств по государственному контракту) в доход соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации (статья 218 Бюджетного кодекса).
В силу статьи 46 Бюджетного кодекса суммы штрафов, неустоек, пеней, которые должны быть уплачены юридическим или физическим лицом в соответствии с законом или договором в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств перед федеральным государственным органом (его подведомственным федеральным казенным учреждением), подлежат зачислению в федеральный бюджет по нормативу 100 процентов.
Заместитель директора Департамента
бюджетной методологии
и финансовой отчетности
в государственном секторе
С. В. СИВЕЦ