Письмо Минфина России от 5 июля 2023 г. № 02-07-10/62975
Вопрос: Об отражении в бухучете бюджетного учреждения доходов от предоставления услуг по прокату.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 5 июля 2023 г. № 02-07-10/62975
Департамент бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов Российской Федерации (далее - Департамент) рассмотрел письмо Муниципального бюджетного учреждения от 14.06.2023 (далее - обращение) и сообщает.
В силу положений постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329 "О Министерстве финансов Российской Федерации" Министерство финансов Российской Федерации не наделено полномочиями консультирования по вопросам применения нормативных правовых актов по ведению бухгалтерского учета и составлению бухгалтерской отчетности государственных финансов, а также федеральных стандартов бухгалтерского учета государственных финансов.
Учитывая изложенное, а также принимая во внимание, что суть вопроса в обращении сводится к применению положений нормативных правовых актов при ведении организациями бюджетной сферы бухгалтерского учета (к вопросам профессионального суждения), обращаем внимание, что подобные вопросы следует направлять в виде запроса организации, оформленного надлежащим образом (на бланке организации), подписанного уполномоченным лицом, в адрес субъекта консолидации, принимающего отчетность от соответствующего субъекта учета.
Вместе с этим Департамент полагает возможным обратить внимание на следующее.
Согласно пункту 1 статьи 626 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору проката арендодатель, осуществляющий сдачу имущества в аренду в качестве постоянной предпринимательской деятельности, обязуется предоставить арендатору движимое имущество за плату во временное владение и пользование. Имущество, предоставленное по договору проката, используется для потребительских целей, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из существа обязательства. Договор проката заключается в письменной форме и является публичным договором.
Согласно статье 160 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка в письменной форме должна быть совершена путем составления документа, выражающего ее содержание и подписанного лицом или лицами, совершающими сделку, либо должным образом уполномоченными ими лицами.
Письменная форма сделки считается соблюденной также в случае совершения лицом сделки с помощью электронных либо иных технических средств, позволяющих воспроизвести на материальном носителе в неизменном виде содержание сделки, при этом требование о наличии подписи считается выполненным, если использован любой способ, позволяющий достоверно определить лицо, выразившее волю. Законом, иными правовыми актами и соглашением сторон может быть предусмотрен специальный способ достоверного определения лица, выразившего волю.
Порядок ведения бюджетными учреждениями бухгалтерского учета регулируется федеральными стандартами бухгалтерского учета государственных финансов, Инструкцией по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкция N 157н), Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16.12.2010 N 174н (далее - Инструкция N 174н), Порядком применения классификации операций сектора государственного управления, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29.11.2017 N 209н (далее - Порядок N 209н), Порядком формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структурой и принципами назначения, утвержденными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 24 мая 2022 г. N 82н (далее - Порядок N 82н).
В соответствии с Порядками N 82н и N 209н доходы, полученные учреждением от предоставления платных услуг, отражаются по статье аналитической группы подвида доходов бюджетов 130 "Доходы от оказания платных услуг (работ), компенсаций затрат" в увязке с подстатьей 131 "Доходы от оказания платных услуг (работ)" КОСГУ.
Учет указанных доходов ведется на счете 2 401 10 131 (пункты 21, 298 Инструкции N 157н, пункт 149 Инструкции N 174н).
В случае предоставления услуг за наличный расчет поступление в кассу учреждения дневной выручки (в рассматриваемом случае от проката) отражается в учете по дебету счета 2 201 34 510 и кредиту счета 2 205 31 667 (пункт 84 Инструкции N 174н). Вместе с этим производится запись по забалансовому счету 17 (пункт 365 Инструкции N 157н).
Начисление доходов за предоставленные услуги по прокату бюджетным учреждением отражается в учете бухгалтерской записью по дебету счета 2 205 31 567 и кредиту счета 2 401 10 131 (пункт 93 Инструкции N 174н).
Требования к аналитическому учету расчетов по доходам определены пунктом 200 Инструкции N 157н:
- аналитический учет расчетов по доходам ведется в Карточке учета средств и расчетов (ф. 0504051) либо в Журнале операций расчетов с дебиторами по доходам;
- аналитический учет ведется по видам доходов (поступлений) в разрезе контрагентов (плательщиков доходов (групп плательщиков доходов), идентификационных номеров расчетов по доходам (уникальных идентификаторов начислений (УИН) (при наличии), с указанием при учете расчетов по целевым выплатам дополнительного аналитического признака, идентифицирующего целевое назначение средств, предоставляемых с условиями при передаче активов (кодов целей), правовых оснований (включая дату исполнения) возникновения расчетов и видов валют;
- применение способа организации аналитического учета по группе плательщиков доходов допустимо при условии обеспечения ведения субъектом учета (учреждением) персонифицированного учета расчетов с плательщиками доходов (в разрезе контрагентов (плательщиков доходов), идентификационных номеров расчетов по доходам (уникальных идентификаторов начислений (УИН) (при наличии)), правовых оснований (включая дату исполнения) возникновения расчетов) вне балансовых счетов Рабочего плана счетов (в управленческом учете), формирования персонифицированных регистров учета расчетов с плательщиками, а также проведения на постоянной основе в целях формирования отчетных данных (не реже чем на отчетную дату) сверки персонифицированных данных управленческого учета и данных об объектах учета, отраженных на балансовых счетах Рабочего плана счетов по соответствующим группам плательщиков.
Министерством финансов Российской Федерации созданы условия, обеспечивающие доступ всех заинтересованных пользователей к текстам нормативных правовых актов и методических рекомендаций по их применению, разрабатываемых департаментами ведомства.
Тексты нормативных правовых актов, регулирующих ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской отчетности государственных финансов, размещены на официальном сайте Министерства финансов Российской Федерации.
Интернет-адрес сайта - http://www.minfin.gov.ru.
Заместитель директора Департамента
бюджетной методологии
и финансовой отчетности
в государственном секторе
С.В.СИВЕЦ