Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 10 июня 2022 года № Ф01-82/2022 по делу № А39-7291/2021
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА
Постановление от 10 июня 2022 г. по делу N А39-7291/2021
10 июня 2022 года
(дата изготовления постановления в полном объеме)
Резолютивная часть постановления объявлена 08.06.2022.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Новикова Ю.В.,
судей Шемякиной О.А., Шутиковой Т.В.,
при участии представителей
от заявителя: Кореньковой О.Е. (доверенность от 14.02.2022),
от государственного автономного учреждения Республики Мордовия "Ледовый дворец":
Исаевой Ю.А. (доверенность от 20.05.2022)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федерального казначейства по Республике Мордовия на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 25.11.2021 и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2022 по делу N А39-7291/2021 по заявлению Министерства спорта и молодежной политики Республики Мордовия (ИНН: 1326137309, ОГРН: 1021300981404) о признании недействительным пункта 1 представления от 10.06.2021 N 09-12-06/24-5991 Управления Федерального казначейства по Республике Мордовия (ИНН: 1326135326, ОГРН: 1021300979490) в части требования устранения нарушения путем возврата в доход федерального бюджета средств субсидий, использованных не по целевому назначению, в общей сумме 25 000 000 рублей, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - государственное автономное учреждение Республики Мордовия "Ледовый дворец", государственное бюджетное учреждение Республики Мордовия "Спортивная школа олимпийского резерва по хоккею",
и
установил:
Министерство спорта и молодежной политики Республики Мордовия (далее - Минспорта Республики Мордовия, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Мордовия с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Республике Мордовия (далее - Управление, УФК по Республике Мордовия) о признании недействительным пункта 1 представления от 10.06.2021 N 09-12-06/24-5991 в части требования устранить нарушения (нецелевое использование средств межбюджетных трансфертов на общую сумму 25 510 204 рубля) путем возврата в доход федерального бюджета средств субсидии, использованных не по целевому назначению, в общей сумме 25 000 000 рублей.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены государственное автономное учреждение Республики Мордовия "Ледовый дворец" (далее - ГАУ РМ "Ледовый дворец"), государственное бюджетное учреждение Республики Мордовия "Спортивная школа олимпийского резерва по хоккею" (далее - ГБУ РМ "СШОР по хоккею").
Арбитражный суд Республики Мордовия решением от 25.11.2021 удовлетворил заявленное требование.
Постановлением апелляционного суда от 24.03.2022 решение суда оставлено без изменения.
Управление не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили нормы материального права и сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам и представленным в материалы дела доказательствам. По его мнению, вывод судов об отсутствии в действиях Минспорта Республики Мордовия признаков нецелевого расходования бюджетных средств в связи с тем, что результат их использования достигнут, является неверным и противоречит пункту 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе.
УФК по Республике Мордовия представило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие его представителей.
Министерство в отзыве и его представитель в судебном заседании отклонили доводы жалобы.
ГАУ РМ "Ледовый дворец" в отзыве и его представитель в судебном заседании указали на законность обжалуемых судебных актов.
ГБУ РМ "СШОР по хоккею" отзыв не представило, заявило ходатайство о рассмотрении спора без участия его представителей.
Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установили суды, и это не противоречит материалам дела, на основании пункта 10 Федерального стандарта N 1235 и пункта 16 Плана контрольных мероприятий УФК по Республике Мордовия в контрольно-бюджетной сфере на 2021 год в соответствии с приказом УФК по Республике Мордовия от 29.01.2021 N 41о/д в Минспорте Республики Мордовия проведена плановая выездная проверка по теме: "Проверка представления и использования средств из федерального бюджета на реализацию государственной программы "Развитие физической культуры и спорта". Проверяемый период - с 01.01.2019 по 31.12.2020.
По результатам данной проверки составлен акт от 16.04.2021, в котором установлен факт нецелевого использования Минспортом Республики Мордовия средств межбюджетных трансфертов на общую сумму 25 510 204 рубля, в том числе, за счет субсидий, полученных из федерального бюджета, в сумме 25 000 000 рублей; за счет средств республиканского бюджета Республики Мордовия - в сумме 510 204 рублей.
Заместителем руководителя УФК по Республике Мордовия в адрес Минспорта Республики Мордовия вынесено представление от 10.06.2021 N 09-12-06/24-5991, в пункте 1 которого установлены нарушения бюджетных правил. Министерству предложено устранить бюджетное нарушение путем возврата в доход федерального бюджета средств, использованных не по целевому назначению, в общей сумме 25 000 000 рублей, а также принять меры по устранению причин и условий его совершения в дальнейшем путем расходования средств субсидии в соответствии с целями их предоставления в срок до 15.12.2021.
Министерство посчитало пункт 1 названного представления незаконным и обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Руководствуясь статьями 28, 69, 265, 266, 270.2, 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), Правилами осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1092, суд первой инстанции признал незаконным пункт 1 представления Управления и удовлетворил заявленное требование.
Апелляционный суд оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно статье 28 БК РФ бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.
В статье 38 БК РФ сформулирован принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
В бюджетах бюджетной системы Российской Федерации бюджетным и автономным учреждениям, государственным (муниципальным) унитарным предприятиям могут предусматриваться субсидии на осуществление указанными учреждениями и предприятиями капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности или приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность с последующим увеличением стоимости основных средств, находящихся на праве оперативного управления у этих учреждений и предприятий, или уставного фонда указанных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, в соответствии с решениями, указанными в пунктах 2 и 3 настоящей статьи (часть 1 статьи 78.2 БК РФ).
В пункте 2 статьи 78.2 БК РФ установлено, что принятие решений о предоставлении бюджетных ассигнований на осуществление за счет предусмотренных настоящей статьей субсидий из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов капитальных вложений в объекты государственной собственности Российской Федерации, государственной собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности и предоставление указанных субсидий осуществляются в порядках, установленных соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.
Согласно пункту 1 статьи 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств.
В силу части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Из пункта 1 представления от 10.06.2021 N 09-12-06/24-5991 следует, что в нарушение статьи 38, пункта 3 статьи 132, подпункта 1 пункта 1 статьи 158 БК РФ, пункта 15.1 статьи 2 Федерального закона от 04.12.2007 N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации", подпункта "б" пункта 1 Правил предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование государственных программ субъектов Российской Федерации в части приобретения спортивного оборудования и инвентаря для приведения организаций спортивной подготовки в нормативное состояние, являющихся приложением N 31 к государственной программе Российской Федерации "Развитие физической культуры и спорта", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 302 (далее - Правила предоставления и распределения субсидий), Перечня основных мероприятий и мероприятий регионального проекта подпрограмм государственной программы Республики Мордовия "Развитие физической культуры и спорта" (мероприятие N 1.6 Регионального проекта 1 "Спорт - норма жизни" Подпрограммы "Создание для всех категорий и групп населения условий для занятий физической культурой и спортом"), являющегося приложением N 2 к Государственной программе Республики Мордовия "Развитие физической культуры и спорта", утвержденной постановлением Правительства Республики Мордовия от 16.09.2013 N 393 (далее - Государственная программа Республики Мордовия N 393), пункта 1.2 Соглашения о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации от 09.02.2019 N 777-08-2019-102 (далее - Соглашение N 777-08-2019-102) Минспортом Республики Мордовия допущено нецелевое использование средств субсидии, выделенной на приобретение спортивного оборудования и инвентаря для приведения организаций спортивной подготовки в нормативное состояние, выразившееся в направлении в 2019 году средств указанной субсидии в размере 25 510 204 рублей (в том числе за счет средств субсидий, полученных из федерального бюджета в сумме 25 000 000 рублей; за счет средств республиканского бюджета Республики Мордовия - в сумме 510 204 рублей) ГАУ РМ "Ледовый дворец", которое не осуществляет спортивную подготовку по хоккею и не является спортивной школой олимпийского резерва по хоккею, что не соответствует цели предоставления субсидии, предусмотренной пунктом 1.2 Соглашения N 777-08-2019-102.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 302 утверждена государственная программа Российской Федерации "Развитие физической культуры и спорта".
В подпункте "б" пункта 1 Правил предоставления и распределения субсидий установлены цели, условия и порядок предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование государственных программ субъектов Российской Федерации в части приобретения спортивного оборудования и инвентаря для приведения организаций спортивной подготовки в нормативное состояние по следующему направлению: совершенствование спортивной подготовки по хоккею.
Между Министерством спорта Российской Федерации и Правительством Республики Мордовия заключено Соглашение N 777-08-2019-102 в целях предоставления из федерального бюджета в 2019 году бюджету Республики Мордовия субсидии на приобретение спортивного оборудования и инвентаря для приведения организаций спортивной подготовки в нормативное состояние.
На основании пункта 1.2 Соглашения N 777-08-2019-102 (в редакции дополнительного соглашения от 06.06.2019 N 777-08-2019-102/1, действовавшей на дату совершения Минспортом Республики Мордовия платежных операций по использованию бюджетных средств) предоставление субсидии осуществляется в целях достижения результатов федерального проекта по субъекту согласно приложениям N 1 и 2 и утвержденных постановлением Правительства Республики Мордовия от 16.09.2013 N 393 "Об утверждении государственной программы Республики Мордовия "Развитие физической культуры и спорта на 2014 - 2020 годы".
Приложением N 1 "Значения результатов регионального проекта" и приложением N 2 Перечень результатов регионального проекта, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия к Соглашению N 777-08-2019-102 (в редакции дополнительного соглашения от 06.06.2019 N 777-08-2019-102/1, действовавшей на дату совершения Минспортом Республики Мордовия платежных операций по нецелевому использованию бюджетных средств) результат регионального проекта установлен как "В спортивные школы олимпийского резерва, в том числе по хоккею, поставлено новое спортивное оборудование и инвентарь".
В Перечне основных мероприятий и мероприятий регионального проекта подпрограмм государственной программы Республики Мордовия "Развитие физической культуры и спорта" (мероприятие N 1.6 Регионального проекта 1 "Спорт - норма жизни" подпрограммы "Создание для всех категорий и групп населения условий для занятий физической культурой и спортом"), являющимся Приложением N 2 к Государственной программе Республики Мордовия N 393, предусмотрено основное мероприятие "Приобретение нового спортивного оборудования и инвентаря для спортивных школ олимпийского резерва в целях приведения организаций спортивной подготовки в нормативное состояние".
В рамках названного Соглашения 19.04.2019 Минспортом Республики Мордовия и ГАУ РМ "Ледовый дворец" заключено Соглашение о порядке и условиях предоставления субсидии на иные цели N 1-2019/19 Д96 (далее - Соглашение N 1-2019/19 Д96), в соответствии с которым главный распорядитель (Минспорта Республики Мордовия) обязуется предоставить Учреждению (ГАУ Республики Мордовия "Ледовый дворец") субсидию на иные цели в целях укрепление материально-технической базы Учреждения и (или) участия в реализации мероприятий, не включенных в государственное задание, в размере 25 510 204 рублей 08 копеек, в том числе: 510 204 рубля 08 копеек (средства республиканского бюджета Республики Мордовия); 25 000 000 рублей (за счет субсидии из федерального бюджета), а Учреждение обязуется принять субсидию, использовать ее по целевому назначению, определенному настоящим Соглашением, а также обеспечить выполнение условий настоящего Соглашения (пункт 1.1).
Целью предоставления субсидии является проведение мероприятий, не включенных в государственное задание (в рамках направления, определенного Соглашением от 9.02.2019 N 777-08-2019-102, совершенствование спортивной подготовки по хоккею в рамках договора безвозмездного пользования недвижимым имуществом от 01.01.2019 между ГАУ РМ "Ледовый дворец" и ГБУ РМ "СШОР по хоккею".
В пункте 1.2 Соглашения установлено, что направлениями расходования субсидии является: приобретение спортивно-технологического оборудования (приобретение комплектов хоккейных односторонних бортов (17 шт.), ворота хоккейные профессиональные с сеткой (34 шт.), приобретение машины для заливки и уборки льда).
Платежными поручениями от 21.08.2019 N 147464, от 30.08.2019 N 204023, от 24.09.2019 N 332981 Минспортом Республики Мордовия перечислены ГАУ РМ "Ледовый дворец" бюджетные ассигнования на приобретение спортивного оборудования по кодам бюджетной классификации расходов: Рп 1101; Цс 068Р552290; Bp 622; доп. код 19-Д96 в общей сумме 25 510 204 рублей, в том числе: за счет средств федерального бюджета в сумме 25 000 000 рублей; за счет средств республиканского бюджета Республики Мордовия в сумме 510 204 рублей.
Проверяющими установлено отсутствие программы спортивной подготовки по хоккею в ГАУ РМ "Ледовый дворец", в связи с чем УФК по Республике Мордовия пришло к выводу о том, что Министерством перечислена субсидия на приобретение спортивного оборудования и инвентаря для приведения организаций спортивной подготовки в нормативное состояние ГАУ РМ "Ледовый дворец", которое не осуществляет спортивную подготовку по хоккею и не является спортивной школой олимпийского резерва по хоккею. По мнению Управления, это не соответствует цели предоставления субсидии, предусмотренной пунктом 1.2 Соглашения N 777-08-2019-102, и является нецелевым использованием средств межбюджетных трансфертов на общую сумму 25 510 204 рубля.
Вместе с тем суды установили, и материалам дела не противоречит, что в связи с отсутствием у ГБУ РМ "СШОР по хоккею" закрепленного недвижимого имущества 01.01.2019 между ГАУ РМ "Ледовый дворец" и ГБУ РМ "СШОР по хоккею" заключен договор безвозмездного пользования недвижимым имуществом согласно графику проведения тренировочных занятий.
ГАУ РМ "Ледовый дворец" осуществляло проведение закупочных процедур в соответствии с Перечнем спортивно-технологического оборудования для совершенствования спортивной подготовки по хоккею, закупаемого за счет средств федерального бюджета в рамках Государственной программы Российской Федерации "Развитие физической культуры и спорта", утвержденным приказом Минспорта Российской Федерации от 12.02.2019 N 102.
На основании Закона Республики Мордовия от 22.07.1996 N 25-З "Об управлении и распоряжении государственной собственностью Республики Мордовия", Положения о Минспорте Республики Мордовия, утвержденному постановлением Правительства Республики Мордовия от 25.01.2019 N 23, и ходатайств ГБУ РМ "СШОР по хоккею" от 19.09.2019 N 398 и ГАУ РМ "Ледовый дворец" от 18.09.2019 N 368 приказом Минспорта Республики Мордовия от 27.09.2019 N 380 согласована безвозмездная передача особо ценного движимого имущества, принадлежащего ГАУ РМ "Ледовый дворец" в ГБУ РМ "СШОР" по хоккею".
ГАУ РМ "Ледовый дворец" по акту приема-передачи от 03.10.2019 передало ГБУ РМ "СШОР по хоккею" приобретенное оборудование на общую сумму 25 510 204 рубля, которое до настоящего времени используется в целях совершенствования спортивной подготовки по хоккею.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды установили, что показатель результативности (результатов) использования спорной субсидии (количество организаций спортивной подготовки, в которые поставлены новые спортивные оборудование и инвентарь) достигнут, в связи с чем цели предоставления субсидии достигнуты, средства субсидии направлены на приобретение спортивно-технологического оборудования для совершенствования спортивной подготовки по хоккею, которое безвозмездно передано в спортивную школу олимпийского резерва по хоккею, в связи с чем сделали правильный вывод о том, что ущерб федеральному бюджету не причинен.
Указанная правовая позиция согласуется с позицией, приведенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 22.11.2018 N 304-КГ18-20182 по делу N А67-4578/2017.
На основании изложенного суды правомерно признали пункт 1 представления Управления незаконным и удовлетворили заявленное требование.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, основания для непринятия которой у суда кассационной инстанции отсутствуют. Данные доводы направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых ими доказательств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено. Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за подачу кассационной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 25.11.2021 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2022 по делу N А39-7291/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федерального казначейства по Республике Мордовия - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Ю.В.НОВИКОВ
Судьи
О.А.ШЕМЯКИНА
Т.В.ШУТИКОВА