Письмо Минфина России от 21 сентября 2023 г. № 02-07-10/90722
Вопрос: Об отражении в бухучете оборудования, приобретенного по целевой субсидии в рамках строительства объекта недвижимости и закрепленного за бюджетным учреждением на праве оперативного управления.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 21 сентября 2023 г. N 02-07-10/90722
Департамент бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов Российской Федерации (далее - Департамент) рассмотрел обращение от 18.08.2023 по вопросу отражения в бухгалтерском учете операций по вводу в эксплуатацию оборудования, приобретенного в рамках реализации работ по строительству объекта, включенного в эксплуатацию оборудования, закрепленного в рамках Федеральной адресной инвестиционной программы (далее - ФАИП).
В соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329, Министерство финансов Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной деятельности, однако Министерству финансов Российской Федерации не предоставлено право официального толкования законодательных или иных нормативных правовых актов, практик их применения, а также оценки конкретных хозяйственных операций.
Вместе с тем Департамент полагает возможным отметить следующее.
Согласно статье 296 Гражданского кодекса Российской Федерации от 30.11.1994 N 51-ФЗ учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
В соответствии с пунктом 5 статьи 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества, а также недвижимого имущества, независимо от того, по каким основаниям оно поступило в оперативное управление бюджетного учреждения и за счет каких средств оно приобретено.
Следует отметить, что право оперативного управления имуществом возникает у государственного (муниципального) бюджетного учреждения на основании акта собственника о закреплении имущества за бюджетным учреждением, а также в результате приобретения бюджетным учреждением имущества по договору (в рассматриваемом случае в рамках реализации инвестиций при строительстве, реконструкции и техническом перевооружении за счет целевой субсидии) (пункты 1, 2 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу абзаца 5 пункта 1 статьи 216 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. В этой связи право хозяйственного ведения и право оперативного управления на недвижимое имущество возникают с момента их государственной регистрации.
Пунктом 3 статьи 298 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено: бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом.
Учитывая вышеизложенное, движимое имущество (оборудование), приобретенное в рамках реализации целей, предоставленных субсидии из федерального бюджета на осуществление капитальных вложений в реконструкцию, строительство и техническое перевооружения комплекса зданий, факт поступления которого подтвержден товарными накладными, актами приема-передачи или актами ввода в эксплуатацию, для целей бухгалтерского учета признается балансовыми объектами нефинансовых активов, которые находятся на праве оперативного управления.
Вовлечение данного имущества в хозяйственный оборот в целях реализации его функционального назначения (эксплуатации) находится в исключительной компетенции правообладателя - бюджетного учреждения, при этом ввод в эксплуатацию данного имущества не относится к распоряжению имуществом и не подлежит безусловному согласованию с учредителем бюджетного учреждения.
Порядок отражения объектов движимого имущества в учете определен положениями федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Основные средства", утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31.12.2016 N 257н (далее - СГС "Основные средства"), и Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкция N 157н).
Согласно пункту 37 Инструкции N 157н объекты нефинансовых активов учитываются на соответствующих счетах Единого плана счетов по аналитическим группам синтетического счета объекта учета, в том числе:
20 "Особо ценное движимое имущество учреждения";
30 "Иное движимое имущество учреждения".
В соответствии с пунктом 7 СГС "Основные средства" являющиеся активами материальные ценности независимо от их стоимости со сроком полезного использования более 12 месяцев, предназначенные для неоднократного или постоянного использования субъектом учета на праве оперативного управления (праве владения и (или) пользования имуществом, возникающем по договору аренды (имущественного найма) либо договору безвозмездного пользования) в целях выполнения им государственных (муниципальных) полномочий (функций), осуществления деятельности по выполнению работ, оказанию услуг либо для управленческих нужд субъекта учета, относятся к основным средствам.
Согласно пункту 8 СГС "Основные средства" материальная ценность подлежит признанию в бухгалтерском учете в составе основных средств, при условии, что субъектом учета прогнозируется получение от ее использования экономических выгод или полезного потенциала и первоначальную стоимость материальной ценности как объекта бухгалтерского учета можно надежно оценить.
Для учета операций с материальными объектами, относящимися к основным средствам в соответствии с положениями СГС "Основные средства", предназначен счет 0 101 00 000 "Основные средства" (пункт 38 Инструкции N 157н).
В соответствии с пунктом 34 Инструкции N 157н принятие к учету объектов основных средств, а также выбытие основных средств (в том числе в результате прекращения признания объекта в качестве актива субъекта учета (выбытия с балансового учета)) осуществляется на основании решения постоянно действующей комиссии по поступлению и выбытию активов, оформленного оправдательным документом (первичным (сводным) учетным документом).
Департамент обращает внимание, что счет 0 106 00 000 "Вложения в нефинансовые активы" предназначен для учета вложений (инвестиций) в объеме фактических затрат учреждения в объекты нефинансовых активов, которые впоследствии будут приняты к бухгалтерскому учету в качестве объектов нефинансовых активов (пункт 127 Инструкции N 157н).
Движимое имущество (оборудование), находящееся на праве оперативного управления в бюджетном учреждении, приобретенное в целях эксплуатации и не являющееся неразрывной составляющей объекта недвижимости, по правилам бухгалтерского учета признается в бухгалтерском учете как самостоятельный объект основных средств. При этом отражение такого объекта в составе основных средств по коду финансового обеспечения 4 в случае его приобретения по целевой субсидии не противоречит положениям нормативных правовых актов, регулирующих ведение бухгалтерского учета.
Заместитель директора Департамента
бюджетной методологии
и финансовой отчетности
в государственном секторе
С.В.СИВЕЦ
21.09.2023