Открыта редакционная подписка на  2025 год!
для юридических и физических лиц с любого месяца

Письмо Минфина России от 27 декабря 2023 г. № 02-13-13/126753

Вопрос: О составе, составлении, представлении и утверждении бюджетной отчетности, а также предоставлении субсидий производителям товаров, работ, услуг.

 

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 27 декабря 2023 г. N 02-13-13/126753

 

Департамент бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов Российской Федерации рассмотрел обращение от 30 ноября 2023 г., направленное письмом от 4 декабря 2023 г., и по относящимся к компетенции Министерства финансов Российской Федерации вопросам в части составления, внешней проверки, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности, а также предоставления субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг (далее соответственно - Департамент, субсидии) сообщает.

Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 329, установлено, что Министерство финансов Российской Федерации не уполномочено давать разъяснения законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и практики их применения.

Согласно пункту 11.8 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 14 сентября 2018 г. N 194н, Министерством не рассматриваются по существу обращения организаций по проведению экспертиз договоров, учредительных и иных документов организаций, а также по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.

В соответствии с положениями Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 59-ФЗ) обращение гражданина направляется в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа, содержащего:

предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества;

заявление о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критику деятельности указанных органов и должностных лиц;

жалобу о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц.

Обращение не содержит предложения, заявления или жалобы, соответствующие вышеизложенным требованиям Федерального закона N 59-ФЗ.

Вместе с тем Департамент считает возможным высказать мнение по поставленным в обращении вопросам.

По вопросу составления, внешней проверки, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности (вопрос 23)

Основы составления, внешней проверки, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности установлены главой 25.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс).

Состав бюджетной отчетности определен пунктом 3 статьи 264.1 Бюджетного кодекса и включает: баланс исполнения бюджета, отчет об исполнении бюджета, отчет о финансовых результатах деятельности, отчет о движении денежных средств и пояснительную записку.

Баланс исполнения бюджета содержит данные о нефинансовых и финансовых активах, обязательствах Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на первый и последний день отчетного периода по счетам плана счетов бюджетного учета.

Отчет об исполнении бюджета содержит данные об исполнении бюджета по доходам, расходам и источникам финансирования дефицита бюджета в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации.

Отчет о финансовых результатах деятельности содержит данные о финансовом результате деятельности в отчетном периоде и составляется по кодам классификации операций сектора государственного управления.

Отчет о движении денежных средств отражает операции со средствами бюджета по кодам классификации сектора государственного управления.

Пояснительная записка содержит информацию об исполнении бюджета, дополняющую информацию, предоставленную в отчетности об исполнении бюджета, в соответствии с требованиями к раскрытию информации, установленными нормативными правовыми актами Министерства финансов Российской Федерации.

Главные администраторы бюджетных средств составляют бюджетную отчетность на основании представленной им бюджетной отчетности подведомственными получателями (распорядителями) бюджетных средств, администраторами доходов бюджета, администраторами источников финансирования дефицита бюджета.

Главные администраторы средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета представляют бюджетную отчетность соответственно в Федеральное казначейство, финансовые органы субъектов Российской Федерации, финансовые органы муниципальных образований в установленные ими сроки.

Бюджетная отчетность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляется соответственно Федеральным казначейством, финансовыми органами субъектов Российской Федерации, финансовыми органами муниципальных образований на основании бюджетной отчетности соответствующих главных администраторов бюджетных средств.

Бюджетная отчетность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований представляется соответствующими финансовыми органами в Правительство Российской Федерации, высшие исполнительные органы субъектов Российской Федерации, местные администрации.

Отчет об исполнении федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета за первый квартал, полугодие и девять месяцев текущего финансового года утверждается соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации, местной администрацией и направляется в соответствующий законодательный (представительный) орган и созданный им орган внешнего государственного (муниципального) финансового контроля.

Годовые отчеты об исполнении федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов подлежат утверждению соответственно федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования.

По вопросу предоставления субсидии (вопросы 24 - 30)

В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса субсидии предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, алкогольной продукции, предназначенной для экспортных поставок, винограда, винодельческой продукции, произведенного из указанного винограда: вин, игристых вин (шампанских), ликерных вин с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения (специальных вин), виноматериалов, сахаросодержащих напитков, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации), выполнением работ, оказанием услуг.

Согласно положениям пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса субсидии предоставляются из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в случаях, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете.

До 2024 года предоставление субсидий осуществлялось в порядке, установленном нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации (высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации) или актами уполномоченных им федеральных органов государственной власти (органов государственной власти субъекта Российской Федерации), муниципальными правовыми актами местной администрации или уполномоченных ею органов местного самоуправления. Указанные нормативные правовые акты должны были соответствовать Общим требованиям N 1492 <1>.

--------------------------------

<1> Общие требования к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2020 г. N 1492.

 

С 2024 года предоставление субсидий:

из федерального бюджета будет осуществляться в соответствии с Правилами N 1780 <2> и принимаемыми в соответствии с ними решениями органов государственной власти (государственных органов) и иных организаций, осуществляющих в соответствии с Бюджетным кодексом полномочия главного распорядителя средств федерального бюджета;

из бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) будет осуществляться в порядке, установленном нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации (муниципальными правовыми актами местной администрации) или актами уполномоченных им (ею) органов государственной власти субъекта Российской Федерации (органов местного самоуправления) (далее - региональные (муниципальные) правовые акты), за исключением установленных законом субъекта Российской Федерации (муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования), регулирующим бюджетные правоотношения, случаев предоставления субсидий в соответствии с Правилами N 1780. При этом указанные региональные (муниципальные) правовые акты должны соответствовать Общим требованиям N 1782 <3>;

будет осуществляться конкретному получателю или получателю, определяемому по результатам отбора, который будет проводиться в соответствии с положениями Правил отбора N 1781 <4>.

--------------------------------

<2> Правила предоставления из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2023 г. N 1780 (далее - Правила N 1780).

<3> Общие требования к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление из бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг и проведение отборов получателей указанных субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2023 г. N 1782.

<4> Правила отбора получателей субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2023 N 1781. 

 

В соответствии с пунктами 8 и 9 статьи 78 Бюджетного кодекса предоставление субсидий осуществляется в соответствии с договором (соглашением), заключаемым между получателем бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и юридическим лицом, которому предоставляется субсидия, форма которого для получателей субсидий из федерального бюджета установлена Приказом N 199н <5>, для получателей субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) - финансовым органом субъекта Российской Федерации (финансовым органом муниципального образования).

--------------------------------

<5> Приказ Минфина России от 30 ноября 2021 г. N 199н "Об утверждении Типовой формы соглашения (договора) о предоставлении из федерального бюджета субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам".

 

Согласно положениям пункта 29 Правил N 1780 получатель субсидии представляет в сроки, установленные соглашением, но не реже одного раза в квартал не позднее 10-го рабочего дня месяца, следующего за отчетным кварталом):

отчет о достижении значений результатов предоставления субсидий, а также характеристик результатов (при их установлении);

отчет об осуществлении расходов, источником финансового обеспечения которых является субсидия (в отношении субсидий, предоставляемых в порядке финансового обеспечения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг).

Согласно положениям пунктов 1 и 8 статьи 78.5 Бюджетного кодекса информация о субсидиях размещается на едином портале бюджетной системы Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - ЕПБС) (информация о субсидиях, предоставляемых из бюджетов субъектов Российской Федерации, размещается на ином сайте с указанием на ЕПБС страниц такого сайта в случае принятия высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации соответствующего решения), за исключением случаев, если информация о субсидиях и (или) получателях субсидий содержит сведения, составляющие государственную тайну, или является информацией ограниченного доступа.

Информация о субсидиях размещена на ЕПБС в разделе "Бюджет" - подраздел "Государственная поддержка" - вкладка "Субсидии и гранты юрлицам, индивидуальным предпринимателям, физлицам" (прямая ссылка для ознакомления с информацией о субсидиях: https://budget.gov.ru/ Бюджет / Государственная поддержка / Субсидии и гранты юрлицам индивидуальным предпринимателям физлицам // Информация о субсидиях юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам.

Вместе с тем Департамент обращает внимание, что иные вопросы, указанные в обращении, бюджетное законодательство Российской Федерации не регулирует.

 

Заместитель директора Департамента

И.Ю.ЯЙЛОЯН

Возврат к списку

Реклама