Письмо Минфина России от 05.04.2022 № 02-06-10/29589


Вопрос: Об определении степени допущенного искажения показателей бюджетной и бухгалтерской (финансовой) отчетности бюджетных и автономных учреждений в целях применения административной ответственности.
(Письмо Минфина России от 05.04.2022 N 02-06-10/29589)

Вопрос: Об определении степени допущенного искажения показателей бюджетной и бухгалтерской (финансовой) отчетности бюджетных и автономных учреждений в целях применения административной ответственности.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 5 апреля 2022 г. N 02-06-10/29589
Департамент бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов Российской Федерации (далее - Департамент) рассмотрел письмо от 5 марта 2022 г. (далее - Запрос) и сообщает.
В соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 329, Минфин России не уполномочен давать разъяснения законодательства Российской Федерации, практики его применения, практики применения приказов Минфина России.
Вместе с тем Департамент полагает необходимым отметить следующее.
Исходя из положений части 1 статьи 13 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора", утвержденного приказом Минфина России от 31 декабря 2016 г. N 256н, бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении субъекта отчетности на отчетную дату (находящихся в его распоряжении активах и принятых им обязательствах), финансовом результате его деятельности (доходах и расходах) и движении денежных средств за отчетный период, а также об использовании за отчетный период денежных средств, государственного (муниципального) имущества при достижении им поставленных целей деятельности по оказанию услуг (выполнению функций (полномочий)), для осуществления которых субъект отчетности создан.
Порядок составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений установлен Инструкцией о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 25 марта 2011 г. N 33н (далее - Инструкция N 33н).
Приказом Минфина России от 11 июня 2021 г. N 81н были внесены изменения в Инструкцию N 33н, которые нормативно определили понятие "информация об активах, обязательствах и о финансовом результате".
Так, информация об активах, обязательствах и о финансовом результате раскрывается в бухгалтерских балансах в разрезе итогового показателя на начало года и конец отчетного периода по соответствующим разделам бухгалтерских балансов.
Вместе с тем положения Инструкции N 33н предусматривают раскрытие показателей активов и обязательств в бухгалтерских балансах не только в их итоговом значении, но и по видам деятельности (видам финансового обеспечения), видам активов и обязательств.
Положениями статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП) предусмотрена административная ответственность за нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, повлекшее представление бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, содержащей искажение показателей бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности.
При этом под искажением показателей бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности понимается искажение показателя бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в денежном измерении, которое привело к искажению информации об активах, и (или) обязательствах, и (или) о финансовом результате, а также иные искажения, указанные в примечании к статье 15.15.6 КоАП.
Указанной статьей КоАП предусмотрены три степени искажения показателей бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности: незначительное, значительное и грубое.
Так, согласно пункту 4 примечаний к статье 15.15.6 КоАП под грубым нарушением требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению либо представлению бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, либо грубым нарушением порядка составления (формирования) консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности понимается в том числе искажение показателя бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в денежном измерении, которое привело к искажению информации об активах, и (или) обязательствах, и (или) о финансовом результате:
более чем на 10 процентов;
не менее чем на 1 процент, но не более чем на 10 процентов и на сумму, превышающую один миллион рублей.
Следует отметить, что действующая редакция статьи 15.15.6 КоАП введена в действие Федеральным законом от 29 мая 2019 г. N 113-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - Закон N 113-ФЗ). При этом в период с начала вступления в силу положений Закона N 113-ФЗ и до внесения указанных изменений в Инструкцию N 33н понятие "информация об активах, и (или) обязательствах, и (или) о финансовом результате" не было раскрыто в нормативных правовых актах, устанавливающих требования к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению, представлению бюджетной, бухгалтерской (финансовой) отчетности.
В этой связи подходы к квалификации нарушений в контексте положений статьи 15.15.6 КоАП формировались исходя из общей практики составления органами государственного финансового контроля протоколов об административных правонарушениях в соответствии со статьей 15.15.6 КоАП и судебной практики. Согласно выработанным подходам степень тяжести совершенного административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.15.6 КоАП, определялась процентом искажения конкретного показателя бухгалтерской (финансовой) отчетности, а не процентом искажения информации об активах, и (или) обязательствах, и (или) о финансовом результате.
Вместе с тем при применении данного подхода были установлены факты привлечения должностных лиц к административной ответственности дважды за совершение действий, повлекших соответствующее искажения "ключевых" и "суммарных" показателей (наступившее в результате искажения "ключевых" показателей), что вступает в прямое противоречие с положениями части 5 статьи 4.1 КоАП, согласно которой никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.
Таким образом, а также в целях выработки единых подходов к квалификации нарушений требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению, представлению бюджетной, бухгалтерской (финансовой) отчетности, в указанных инструкциях было закреплено понятие "информация об активах, и (или) обязательствах, и (или) о финансовом результате".
Учитывая изложенное, при определении степени допущенного искажения показателей бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности (незначительное, значительное, грубое) с позиции стоимостных и иных критериев, указанных в примечаниях к статье 15.15.6 КоАП, следует анализировать, по мнению Департамента, искажение итоговых балансовых показателей нефинансовых активов, финансовых активов и обязательств бухгалтерского баланса - показателей, характеризующих информацию об активах и (или) обязательствах.
Директор Департамента
бюджетной методологии
и финансовой отчетности
в государственном секторе
С.В.РОМАНОВ
05.04.2022

Возврат к списку

Реклама