Письмо ФАС России от 29.12.2023 N МШ/112518/23
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 29 декабря 2023 г. N МШ/112518/23
РАЗЪЯСНЕНИЯ ПО ВОПРОСАМ ПРИНЯТИЯ ЖАЛОБ К РАССМОТРЕНИЮ
ФАС России в целях пресечения случаев злоупотребления отдельными лицами правом на обжалование закупок направляет территориальным органам ФАС России для использования в работе информационное письмо о применении положений главы 6 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) в части порядка рассмотрения жалоб, поступающих от лиц, не имеющих специальной правоспособности.
В силу части 1 статьи 105 Закона о контрактной системе при проведении конкурентных способов, при осуществлении закупки товара у единственного поставщика в электронной форме на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 Закона о контрактной системе, участник закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном главой 6 Закона о контрактной системе, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
Соответственно, условием для подачи жалобы согласно Закону о контрактной системе является наличие у участника закупки прав и законных интересов, которые при осуществлении закупки нарушены действиями (бездействием) субъекта контроля.
Как следует из положений пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, при применении конкурентных способов заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Следовательно, в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, участник закупки может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии) или при наличии членства в саморегулируемой организации (далее - Специальная правоспособность).
Права и законные интересы участника закупки, не обладающего соответствующей Специальной правоспособностью, не могут быть нарушены действиями (бездействием) субъекта контроля при осуществлении закупки, для участия в которой в соответствии с законодательством Российской Федерации необходимо наличие Специальной правоспособности.
На основании изложенного в случае поступления жалобы от лица, которое не соответствует требованиям пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, а именно не обладает Специальной правоспособностью на поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки, и необходимой для выполнения обязательств по заключаемому контракту (в случае установления требований в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе), контрольный орган в сфере закупок размещает в реестре жалоб информацию об отказе в принятии жалобы к рассмотрению по существу (на основании подпункта "а" пункта 2 части 8 статьи 105 Закона о контрактной системе по причине подачи жалобы с нарушением части 1 статьи 105 Закона о контрактной системе).
Также ФАС России сообщает, что в случае, если жалоба подается на положения извещения об осуществлении закупки, в которой установлено требование в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, то условием для подачи жалобы является наличие у заявителя опыта, предусмотренного дополнительными требованиями, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571 "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации".
Вместе с тем в случае, если в жалобе участника закупки содержатся доводы относительно неправомерного установления заказчиком вышеуказанных требований к участникам закупки, и контрольным органом в сфере закупок выявлены признаки неправомерного установления заказчиком таких требований, то такая жалоба подлежит рассмотрению в порядке, установленном главой 6 Закона о контрактной системе.
При этом если поданная заявителем жалоба содержит информацию, свидетельствующую о наличии нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях субъектов контроля, или сотрудниками территориальных органов ФАС России самостоятельно установлены такие признаки в рамках анализа закупки, указанной в жалобе, данная информация является основанием для проведения внеплановой проверки в соответствии с положениями пункта 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.
Дополнительно обращаем внимание территориальных органов ФАС России на необходимость учета позиции, изложенной в настоящем письме, начиная с даты направления данного письма при осуществлении контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, а также на необходимость доведения указанной позиции до сведения всех сотрудников территориальных органов ФАС России.
М.А.ШАСКОЛЬСКИЙ