Письмо ФНС России от 9 сентября 2024 г. № БС-5-21/1542@
Вопрос: Об основаниях отнесения объекта недвижимости к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ федерального значения в целях налога на имущество организаций.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 9 сентября 2024 г. N БС-5-21/1542@
Федеральная налоговая служба рассмотрела обращение, представленное от имени ОАО от 27.08.2024, о налогообложении налогом на имущество организаций объекта недвижимого имущества, признаваемого объектом культурного наследия (памятником истории и культуры) народов Российской Федерации федерального значения (далее соответственно - налог, объекты культурного наследия), и сообщает.
К полномочиям ФНС России, предусмотренным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506, не относится официальное (общеобязательное для всех участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах) разъяснение норм главы 30 "Налог на имущество организаций" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс). Кроме того, ФНС России не может подменять полномочия и решения нижестоящих налоговых органов, реализуемые (принимаемые) в рамках их компетенции по вопросам, касающимся исчисления налога.
Вместе с тем полагаем возможным направить следующие разъяснения.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 4 статьи 374 Налогового кодекса не признаются объектами обложения налогом объекты, признаваемые объектами культурного наследия (памятниками истории и культуры) народов Российской Федерации федерального значения в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Отношения в области сохранения, использования, государственной охраны объектов культурного наследия регулируются Федеральным законом от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон N 73-ФЗ).
На объект культурного наследия, включенный в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - Реестр), собственнику или иному законному владельцу указанного объекта культурного наследия, земельного участка в границах территории объекта культурного наследия, включенного в Реестр, соответствующим органом охраны объектов культурного наследия на основании сведений об объекте культурного наследия, содержащихся в Реестре, выдается паспорт объекта культурного наследия (пункт 1 статьи 21 Закона N 73-ФЗ).
Исходя из пункта 1 статьи 26 Закона N 73-ФЗ физические и юридические лица вправе получать в федеральном органе охраны объектов культурного наследия и региональных органах охраны объектов культурного наследия выписку из Реестра, содержащую сведения, указанные в пунктах 2 и 3 статьи 20 Закона N 73-ФЗ, за исключением сведений, указанных в подпункте 4 пункта 3 статьи 20 Закона N 73-ФЗ, а также сведений, содержащихся в перечне, указанном в пункте 10 статьи 20 Закона N 73-ФЗ.
Сведения о здании (сооружении, помещении), которое является объектом культурного наследия, включенным в Реестр, вносятся в Единый государственный реестр недвижимости, далее - ЕГРН (пункт 3 статьи 20.2 Закона N 73-ФЗ).
Таким образом, основанием применения положения подпункта 3 пункта 4 статьи 374 Налогового кодекса являются предусмотренные законодательством документы, в соответствии с которыми объект недвижимого имущества признается объектом культурного наследия.
Аналогичная позиция изложена в письме Минфина России от 03.02.2021 N 03-05-05-01/6891.
Поскольку иное не установлено главой 30 Налогового кодекса, положения подпункта 3 пункта 4 статьи 374 Налогового кодекса применяются независимо от содержания перечня объектов, в отношении которых налоговая база по налогу определяется как кадастровая стоимость, формируемого в соответствии с подпунктом 1 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса, а также независимо от формирования в объекте культурного наследия, включенном в Реестр, каких-либо частей, входящих в его состав.
К обращению не приложены документы, позволяющие исчерпывающе и обоснованно определить, какая именно часть объекта налогообложения относится к объектам культурного наследия, а какая его часть не включена в состав таких объектов. При этом перечень помещений, расположенных в здании или сооружении, отнесенном к объектам культурного наследия, может определяться в соответствии со сведениями в ЕГРН.
При отсутствии предусмотренных законодательством документированных сведений, подтверждающих, что учтенный в ЕГРН налогооблагаемый объект недвижимости (в том числе здание, помещение) относится к объектам культурного наследия (входит в состав объекта культурного наследия), у налоговых органов отсутствуют основания для применения подпункта 3 пункта 4 статьи 374 Налогового кодекса.
По вопросу определения состава объекта культурного наследия, указанного в обращении, и обоснованности включения (невключения) каких-либо объектов недвижимого имущества (в том числе помещений) в состав указанного объекта культурного наследия предлагаем обращаться в органы охраны объектов культурного наследия, а также в органы Росреестра, обеспечивающие ведение и предоставление сведений из ЕГРН.
Настоящее письмо носит информационно-справочный (рекомендательный) характер, не устанавливает общеобязательных правовых норм и не препятствует применению нормативных правовых актов и судебных постановлений в значении, отличающемся от вышеизложенных разъяснений.
Действительный
государственный советник
Российской Федерации
2 класса
С.Л.БОНДАРЧУК