Открыта редакционная подписка на  2025 год!
для юридических и физических лиц с любого месяца

Письмо Минфина России от 20.08.2020 N 24-03-07/73168

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 20 августа 2020 г. N 24-03-07/73168
Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России (далее - Департамент), рассмотрев в рамках своей компетенции обращение по вопросу применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) в части изменения условий государственных контрактов, освобождения от штрафных санкций, считает возможным сообщить следующее.
В соответствии с пунктом 11.8 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 14 сентября 2018 г. N 194н, Минфином России не осуществляется разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, практики применения нормативных правовых актов Минфина России, а также толкование норм, терминов и понятий, за исключением случаев, если на него возложена соответствующая обязанность или если это необходимо для обоснования решения, принятого по обращению.
Согласно пункту 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009, письма федеральных органов исполнительной власти не являются нормативными правовыми актами.
В этой связи следует учитывать, что письма Минфина России и его структурных подразделений не содержат правовых норм, не направлены на установление, изменение или отмену таких норм, а содержащаяся в них позиция является мнением ведомства и не может рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера.
Также Минфин России не обладает ни надзорными, ни контрольными функциями и (или) полномочиями в отношении осуществляемых закупок, в связи с чем не вправе рассматривать вопрос о правомерности совершенных и (или) совершаемых действий участниками контрактной системы в сфере закупок.
Вместе с тем Департамент считает необходимым отметить следующее.
В соответствии с пунктом 1 части 13 статьи 34 Закона N 44-ФЗ в контракт включается в том числе обязательное условие о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
Таким образом, заказчик самостоятельно, исходя из своих потребностей, устанавливает в контракте вышеуказанные условия о порядке и сроках осуществления приемки.
При этом согласно части 2 статьи 34 Закона N 44-ФЗ изменение существенных условий контракта при его исполнении невозможно, за исключением случаев, предусмотренных статьей 95 Закона N 44-ФЗ.
Вместе с тем в 2020 году частью 65 статьи 112 Закона N 44-ФЗ предусмотрена возможность на основании решения Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации при осуществлении закупок для обеспечения соответствующих нужд по соглашению сторон изменить срок исполнения контракта при наличии доведенных лимитов бюджетных обязательств на новый срок исполнения контракта, а также при наличии в письменной форме обоснования такого изменения.
Департамент обращает внимание, что указанная часть Закона N 44-ФЗ позволяет по соглашению сторон продлить срок исполнения контракта без взимания начисленных неустоек (штрафов, пеней).
В части изменения страны происхождения контракта сообщаем, что в соответствии с частью 7 статьи 95 Закона N 44-ФЗ при исполнении контракта (за исключением случаев, которые предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 6 статьи 14 Закона N 44-ФЗ) по согласованию заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) допускается поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которых являются улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в контракте. В этом случае соответствующие изменения должны быть внесены заказчиком в реестр контрактов, заключенных заказчиком.
При этом страна происхождения товара либо его производитель не являются показателями его качества, технических и функциональных характеристик.
Таким образом, в ходе исполнения контракта допускается поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которых являются улучшенными, при условии, что поставщик (подрядчик, исполнитель) поставляет товар, выполняет работу или оказывает услугу с улучшенной характеристикой и свойством, не изменяя при этом цену и не ухудшая иные характеристики и свойства.
При этом частью 6 статьи 14 Закона N 44-ФЗ установлено, что нормативными правовыми актами, предусмотренными частями 3 и 4 указанной статьи и устанавливающими ограничения, условия допуска товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, для целей осуществления закупок могут быть определены случаи, при которых заказчик при исполнении контракта не вправе допускать замену товара или страны (стран) происхождения товара в соответствии с частью 7 статьи 95 Закона N 44-ФЗ.
Таким образом, в случае установления соответствующих ограничений, предусмотренных статьей 14 Закона N 44-ФЗ, заказчики руководствуются указанными нормативными правовыми актами.
Учитывая изложенное, при исполнении контракта заказчик самостоятельно принимает решение о замене поставляемого товара с учетом соблюдения норм Закона N 44-ФЗ.
Кроме того, дополнительно отмечаем, что согласно части 1 статьи 111 Закона N 44-ФЗ Правительство Российской Федерации вправе определить особенности осуществления конкретной закупки, в том числе установить способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), не предусмотренный статьей 24 Закона N 44-ФЗ, а также в целях создания для Российской Федерации дополнительных технологических и экономических преимуществ (в том числе встречных обязательств) вправе определить дополнительные условия исполнения контракта, не связанные с его предметом.
Заместитель директора Департамента
Д.А.ГОТОВЦЕВ
20.08.2020

Возврат к списку

Реклама