Постановление Верховного Суда РФ от 25.01.2016 N 306-АД15-17922 по делу N А65-10925/2015
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 25 января 2016 г. N 306-АД15-17922
Судья Верховного Суда Российской Федерации Зарубина Е.Н., рассмотрев жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 04.08.2015 по делу N А65-10925/2015 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2015 по тому же делу,
установил:
Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - антимонопольный орган, управление) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Территориальному Управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Татарстан (далее - служба финансово-бюджетного надзора) о признании незаконным и отмене постановления от 21.04.2015 N 27Б/2015П о привлечении к административной ответственности по статье 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 04.08.2015 в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2015 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с жалобой на судебные акты, ссылаясь на неправильное применение норм права.
По результатам рассмотрения жалобы и приложенных к ней материалов оснований для отмены обжалуемых судебных актов не установлено.
Как установлено судами, на основании протокола подведения итогов электронного аукциона от 18.09.2014 N 0111100004914000022-2 антимонопольный орган от имени Российской Федерации заключил 29.09.2014 с КФ ОАО "СОГАЗ" государственный контракт N 19, предметом которого являлось оказание услуги по добровольному страхованию автотранспортных средств (КАСКО) двух автомобилей, закрепленных за управлением. Согласно пункту 3.1 главы 3 цена государственного контракта включала в себя совокупную страховую премию и не могла превышать 101 062,89 рублей. Пунктом 3.3 контракта предусмотрена стопроцентная оплата в безналичной форме на основании выставленного счета, в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств на 2014 год. По платежному поручению от 15.10.2014 N 308132 антимонопольным органом оплачен счет по КБК 161 04011510019244226.
Вышеприведенные обстоятельства послужили основанием для привлечения антимонопольного органа к административной ответственности в связи с нецелевым расходованием бюджетных средств, при этом, по мнению административного органа, ФАС России неправомерно дал разрешение на добровольное страхование автомобилей (КАСКО) в 2014 году в пределах установленных лимитов бюджетных обязательств, поскольку такое расходование средств не предусмотрено в составе расходов федерального бюджета.
Постановлением от 21.04.2015 N 27Б/2015П служба финансово-бюджетного надзора признала УФАС по Республике Татарстан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 15.14 КоАП РФ, и назначила административный штраф в размере 5 053,14 рубля.
Статьей 15.14 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.
Согласно пункту 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Федеральный закон от 02.12.2013 N 349-ФЗ "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" не предусматривает расходных обязательств по оплате услуг по добровольному страхованию транспортных средств (по типу КАСКО) в составе расходов федерального бюджета на оплату договоров на оказание услуг по добровольному страхованию транспортных средств, в части ГРБС (ФАС России).
Управление вправе оплачивать указанные расходы за счет источников от приносящей доход деятельности при условии, что утвержденной в установленном порядке сметой от приносящей доход деятельности и разрешением на открытие лицевого счета по учету средств, полученных от иной приносящей доход деятельности, указанные операции предусмотрены.
С учетом изложенного суды пришли к выводам о нецелевом использовании антимонопольным органом бюджетных средств, что выразилось в использовании бюджетных средства на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденным бюджетом на соответствующий год; наличии в действиях управления состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.14 КоАП РФ; соблюдении порядка привлечения к административной ответственности; отсутствии оснований для признания правонарушения малозначительным.
Доводы, изложенные в жалобе, с учетом установленных фактических обстоятельств, выводы судов не опровергают. Несогласие заявителя с оценкой доказательств и с толкованием судебными инстанциями норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судами допущены существенные нарушения названного Кодекса и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Поскольку нарушений судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела не установлено, оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 04.08.2015 по делу N А65-10925/2015 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2015 по тому же делу оставить без изменения, а жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан - без удовлетворения.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Е.Н.ЗАРУБИНА
<