Представление Счетной палаты РФ от 08.12.2017 N ПР 09-302/09-03
СЧЕТНАЯ ПАЛАТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
от 8 декабря 2017 г. N ПР 09-302/09-03
Губернатору,
Председателю Правительства
Хабаровского края
В.И.ШПОРТУ
В соответствии с Планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2017 год проведено совместное контрольное мероприятие "Проверка использования в 2014 - 2016 годах и истекшем периоде 2017 года государственных средств, направленных на организацию и функционирование комплексной системы управления водными ресурсами на территории Дальневосточного федерального округа и выполнение задач Водной стратегии Российской Федерации" (с Контрольно-счетной палатой Хабаровского края) в Правительстве Хабаровского края.
1. По результатам указанного контрольного мероприятия выявлены следующие нарушения.
1.1. В нарушение подпункта "е" пункта 8 Порядка проведения конкурсного отбора, утвержденного приказом Минприроды России от 27 июля 2012 г. N 219, предусматривающего представление высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в составе заявки для участия в отборе региональных программ одновременно в составе заявки копии заключения Росводресурсов на мероприятия, входящие в состав региональной программы, и заявляемые к финансированию на очередной финансовый год и плановый период, Правительство Хабаровского края в 2013 - 2015 годах не представляло в составе заявки в Минприроды России заключение Росводресурсов по объектам, предлагаемым для финансирования в соответствующем году, а также систематически нарушало установленные сроки представления в Росводресурсы региональной программы: в 2013 году - на 11 дней (направлено 11 октября 2013 г. вместо установленного срока не позднее 1 октября текущего года), в 2014 году - на 19 дней (направлено 19 февраля 2014 года вместо 1 февраля текущего года), в 2015 году - на 15 дней (направлено 15 февраля 2015 года вместо 1 февраля текущего года).
1.2. Правительством Хабаровского края не были предусмотрены бюджетные ассигнования на исполнение расходных обязательств по финансированию мероприятия по объекту капитального строительства "Защита от затопления территории Южного округа г. Хабаровска на участке ул. Пионерская от Дендрария до ул. Союзной", на реализацию которого предоставляется субсидия с учетом установленного уровня софинансирования (72% и уточненный уровень - 86%), поскольку Законом Хабаровского края от 10 декабря 2014 г. N 19 финансирование было определено в размере 379 569,44 тыс. рублей, что на 33 690,7 тыс. рублей меньше предусмотренного уровня финансирования - 28% при подписании соглашения от 15 августа 2015 г. N МТ-51/05, а также на 4 123,9 тыс. рублей меньше предусмотренного уровня финансирования - 14% при подписании дополнительного соглашения N 1 от 1 октября 2015 года к указанному соглашению о предоставлении субсидии Хабаровскому краю, что свидетельствует о нарушении условий предоставления субсидии, предусмотренных пунктом 4 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование региональных целевых программ в области использования и охраны водных объектов, являющихся приложением N 11 к федеральной целевой программе "Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012 - 2020 годах" (далее - Правила предоставления субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации) (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2014 г. N 1224) и пунктом 2.4 соглашения от 15 августа 2015 г. N МТ-51/05.
1.3. Правительством Хабаровского края в нарушение пункта 2.3.4 соглашений о предоставлении из федерального бюджета бюджету Хабаровского края субвенций на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений от 5 марта 2014 г. N МТ-54/17, от 27 февраля 2015 г. N МТ-54/08, а также пункта 2.3.5 соглашения от 10 марта 2016 г. N МТ-54/49, при наличии экономии по итогам закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд, финансируемым за счет субвенций, не были предоставлены в Росводресурсы бюджетные заявки о перераспределении бюджетных обязательств в связи с образовавшейся в 2014 - 2016 годах экономией: в 2014 году в размере 6 492,8 тыс. рублей, в 2015 году - 161,4 тыс. рублей, в 2016 году - 7 904,0 тыс. рублей.
1.4. В нарушение условий соглашений о предоставлении субвенций на осуществление органами государственной власти субъектов Российской Федерации отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений Правительством Хабаровского края в проверяемом периоде не обеспечено достижение: в 2014 году - 2 показателей, в 2015 году - 1 показателя, в 2016 - 1 показателя из 10 целевых прогнозных показателей предоставления субвенции на переданные полномочия в области водных отношений.
1.5. Правительством Хабаровского края в нарушение пункта 3.3.4 соглашения от 15 августа 2015 г. N МТ-51/05 не выполнена обязанность по направлению средств бюджета субъекта Российской Федерации в объеме 49,71 тыс. рублей на финансирование объектов инженерной защиты от негативного воздействия вод (соглашением предусмотрено направление средств в объеме 21 288,1 фактически направлено 21 238,4 тыс. рублей).
1.6. В нарушение пункта 2.3.8 соглашения от 27 февраля 2015 г. N МТ-54/08 о предоставлении из федерального бюджета субвенций на осуществление органами государственной власти Хабаровского края отдельных полномочий в области водных отношений, согласно которому получатель субвенции обязуется обеспечить своевременность, полноту и достоверность поставляемых сведений и документов, необходимых для реализации соглашения, Правительством Хабаровского края направлен отчет о достижении Хабаровским краем целевых прогнозных показателей по осуществлению отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений за 2015 год, содержащий недостоверные данные в отношении планового значения показателя.
Так, согласно указанному отчету в 2015 году Хабаровским краем достигнуты все значения целевых прогнозных показателей.
Вместе с тем при заполнении формы отчета Хабаровского края о расходах бюджета Хабаровского края, источником финансового обеспечения которых является субвенция, и о достижении целевых прогнозных показателей осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений за 2015 год, в графе плановое значение показателя "Доля протяженности участков русел рек, на которых осуществлены работы по оптимизации их пропускной способности, к общей протяженности участков русел рек, нуждающихся в увеличении пропускной способности" указано значение - 4,19%, что не соответствует значению показателя по осуществлению отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, реализация которых передана Хабаровскому краю на 2015 год, установленному приказом Минприроды России от 15 мая 2015 г. N 213 (4,29%), что в свою очередь повлекло искажение данных о достижении Хабаровским краем целевых прогнозных показателей, то есть фактически в 2015 году Хабаровским краем не достигнут 1 из 10 целевых прогнозных показателей.
1.7. В нарушение пункта 3.3.2 соглашения от 17 декабря 2014 г. N МТ-51/24 на софинансирование из федерального бюджета мероприятий региональных программ (капитальное строительство) Правительством Хабаровского края в 2014 году из 14 установленных приложением N 5 к соглашению показателей (100%) не достигнут ни один показатель результативности предоставления субсидии.
В ходе проверки установлено, что Правительством Хабаровского края в 2014 году виды работ, предусмотренные планом-графиком выполнения работ по мероприятию "Защита от затопления территории Южного округа г. Хабаровска на участке ул. Пионерская от Дендрария до ул. Союзной" (приложение N 5 к указанному соглашению), не выполнены.
Вместе с тем в отсутствие фактически выполненных объемов работ согласно направленному в Росводресурсы отчету об исполнении Хабаровским краем условий предоставления субсидии за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета за январь - декабрь 2014 года техническая готовность объекта по итогам 2014 года составила 3%, что свидетельствует о недостоверности предоставляемой отчетности и невыполнении Хабаровским краем обязательства, предусмотренного пунктом 3.3.17 соглашения от 17 декабря 2014 г. N МТ-51/24, по обеспечению достоверности, предоставляемых в Росводресурсы информации, документов и материалов, необходимых для реализации соглашения.
1.8. Правительством Хабаровского края в 2015 и 2016 годах не обеспечено выполнение обязательств, предусмотренных соглашениями о предоставлении субсидии от 15 августа 2015 г. N МТ-51/05 и от 13 апреля 2016 г. N МТ-51/12 по согласованию с Росводресурсами технических заданий на корректировку проектно-сметной документации по мероприятиям, указанным в соглашениях (пункты 3.3.11 и 3.3.13 соглашений 2015 и 2016 годов соответственно).
Так, КГКУ "С" расчеты с подрядчиком (ООО "Т") осуществлялись по документации, которая в нарушение требований пункта 30 Положения о проведении проверки достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, финансирование которых осуществляется с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в уставных (складочных) капиталах которых составляет более 50 процентов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 427, не была направлена на повторную проверку смет и превышает стоимость проектной документации, получившей положительное заключение государственной экспертизы, на 394 570,81 тыс. рублей, что приведет к удорожанию стоимости строительства объекта "Защита от затопления территории Южного округа г. Хабаровска на участке ул. Пионерская от Дендрария до ул. Союзной".
Работы выполняются по измененным параметрам объекта капитального строительства (изменены параметры пересечение строящейся дамбы с существующей "Дамбой ледозащитной", находящегося на балансе у ЗАО "Х" с ПК 30 по ПК 50 на параметры с ПК 32+10 по ПК 50+23), при этом изменения в проектную документацию не вносились и проектная документация не переутверждалась, что противоречит положениям части 7 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно которой отклонение параметров объекта капитального строительства от проектной документации, необходимость которого выявилась в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта такого объекта, допускается только на основании вновь утвержденной застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором проектной документации после внесения в нее соответствующих изменений в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
1.9. В ходе проверки установлены факты, свидетельствующие о признаках нецелевого использования бюджетных средств.
Согласно пункту 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Согласно пунктам 3.3.18, 3.3.19, 3.3.21 и 4.3.10 соглашений от 17 декабря 2014 г. N МТ-51/24, от 15 августа 2015 г. N МТ-51/05, от 13 апреля 2016 г. N МТ-51/12, от 17 февраля 2017 г. N 052-09-104 Правительство Хабаровского края обязуется осуществлять контроль за ходом строительства объектов, а также обеспечивать целевое использование субсидии и выполнять обязательства, установленные бюджетным законодательством.
1.9.1. Федеральными законами от 2 декабря 2013 г. N 349-ФЗ "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов", от 1 декабря 2014 г. N 384-ФЗ "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов", от 14 декабря 2015 г. N 359-ФЗ "О федеральном бюджете на 2016 год", от 19 декабря 2016 г. N 415-ФЗ "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" Росводресурсам предусматриваются средства по КБК глава 052 Р3 04 "Национальная экономика" ПР 06 "Водное хозяйство" ЦСР 2860050160 "Субсидии на мероприятия федеральной целевой программы "Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012 - 2020 годах" ВР 522 "Субсидии на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности") на реализацию мероприятий региональных программ в области использования и охраны водных объектов.
Предусмотренные субсидии предоставляются Росводресурсами субъектам Российской Федерации по направлениям, указанным в пункте 2 Правил предоставления субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации, в том числе на защиту от негативного воздействия вод и обеспечение безопасности гидротехнических сооружений (строительство, реконструкция объектов инженерной защиты и берегоукрепительных сооружений).
В ходе контрольного мероприятия установлено, что Правительством Хабаровского края в рамках соглашений о предоставлении субсидий от 17 декабря 2014 г. N МТ-51/24, от 15 августа 2015 г. N МТ-51/05, от 13 апреля 2016 г. N МТ-51/12, от 17 февраля 2017 г. N 052-09-104 в 2014 - 2017 годах допущено направление полученных из федерального бюджета субсидий на финансирование объекта капитального строительства "Защита от затопления территории Южного округа г. Хабаровска на участке ул. Пионерская от Дендрария до ул. Союзной", проектом строительства которого предусмотрены элементы, не относящиеся к определению гидротехнического сооружения, а именно инженерные сети и сооружения водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения и газоснабжения общей стоимостью 177 365,60 тыс. рублей.
Так, в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" к гидротехническим сооружениям (далее - ГТС) относятся сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов, за исключением объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, предусмотренных Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
Кроме того, согласно письму МУП города Хабаровска "ВК" от 24 января 2013 г. N 46/52 (подраздел 4 раздела 3 ПОС) по территории дамбы проходит магистральный водопровод, принадлежащий предприятию и стоящий на его балансе. В соответствии с письмом департамента архитектуры, строительства и землепользования администрации города Хабаровска от 27.12.2012 N 01-47/15591 внутри дамбы проходит канализация с сооружениями водозабора ст. Хабаровск-2, принадлежащая Дальневосточной дирекции по тепловодоснабжению структурного подразделения центральной дирекции по тепловодоснабжению - филиала ОАО "Р" и стоящая на ее балансе.
Таким образом, Правительством Хабаровского края в 2014 - 2017 годах допущено направление бюджетных средств, в общем объеме 177 365,60 тыс. рублей и, как следствие, расход бюджетных средств на момент проверки в сумме 40 404,89 тыс. рублей на такие объекты, как инженерные сети и сооружения водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения и газоснабжения, которые согласно статье 3 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" не относятся к гидротехническим сооружениям, не обеспечивают защиту от негативного воздействия вод и не являются элементом создаваемого объекта, а также числятся на балансе сторонних организаций (МУП города Хабаровска "ВК" и Дальневосточной дирекции ОАО "Р"), расходы по которым не предусмотрены за счет субсидии на софинансирование государственных программ субъектов Российской Федерации в целях защиты от негативного воздействия вод и обеспечение безопасности гидротехнических сооружений (строительство, реконструкция объектов инженерной защиты и берегоукрепительных сооружений), предоставляемой в рамках соглашений о предоставлении субсидий из федерального бюджета от 17 декабря 2014 г. N МТ-51/24, от 15 августа 2015 г. N МТ-51/05, от 13 апреля 2016 г. N МТ-51/12, от 17 февраля 2017 г. N 052-09-104, что свидетельствует о признаках нецелевого использования бюджетных средств.
При этом в соответствии с пунктом 2 статьи 257 Налогового кодекса Российской Федерации, а также пунктом 14 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденного приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. N 26н, Положением по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций, утвержденным письмом Минфина России от 30 декабря 1993 г. N 160, стоимость затрат на реконструкцию и строительство наружных сетей и сооружений водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения и газоснабжения, находящегося на балансе у МУП города Хабаровска "ВК" и Дальневосточной дирекции ОАО "Р", должна относится на увеличение первоначальной стоимости не гидротехнического сооружения, а инженерных сетей коммерческих организаций, которым они принадлежат.
1.9.2. В соответствии с проектной документацией на объекте "Защита от затопления территории Южного округа г. Хабаровска на участке ул. Пионерская от Дендрария до ул. Союзной" предусмотрено выполнение работ по капитальному строительству объекта, в том числе с ПК 30 по ПК 50 включительно.
Вместе с тем на данном участке ось строящейся защитной дамбы проходит по уже существующей ледозащитной дамбе затона протоки Амурская.
В этой связи Правительством Хабаровского края допущено направление бюджетных средств, предоставленных на строительство объекта "Защита от затопления территории Южного округа г. Хабаровска на участке ул. Пионерская от Дендрария до ул. Союзной", на реконструкцию портового сооружения "Дамба ледозащитная" общей площадью 91 000,00 кв. м, расположенного по адресу: г. Хабаровск, ул. Оборонная, 1, общей стоимостью 934 921,36 тыс. рублей, бессрочным владельцем и пользователем которого в соответствии с договорами комитета по управлению государственным имуществом Хабаровского края от 21 июля 1994 г. N 163 и от 25 апреля 2001 г. N б/н является ЗАО "В" и, как следствие, расход бюджетных средств на момент проверки в сумме 640 066,05 тыс. рублей, что свидетельствует о признаках нецелевого использования бюджетных средств.
При этом согласно пунктам 1, 4 указанных договоров и пункту 444 Технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 2010 г. N 623, ЗАО "В" несет все бремя и ответственность балансодержателя и обязано обеспечить техническую эксплуатацию, содержание и обслуживание переданного ей имущества.
Необходимо отметить, что согласно Положению о Федеральном агентстве морского и речного транспорта, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июля 2004 г. N 371, Росморречфлот является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению государственным имуществом в сфере морского и речного транспорта и финансирование мероприятий по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, модернизации береговых производственных объектов и сооружений, в результате чего реконструкция указанной ледозащитной дамбы должна осуществляться Росморречфлотом по КБК глава 110 Р3 04 ПР 08 ЦСР 24 Б 2062 "Реализация мероприятий подпрограммы "Внутренний водный транспорт" федеральной целевой программы "Развитие транспортной системы России (2010 - 2020 годы)" в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы" (Капитальные вложения в объекты государственной (муниципальной) собственности)" ВР 400.
Кроме того, в соответствии с пунктом 2 статьи 257 Налогового кодекса Российской Федерации, а также пунктом 14 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденного приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. N 26н, Положением по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций, утвержденным письмом Минфина России от 30 декабря 1993 г. N 160, стоимость затрат на реконструкции портового сооружения "Дамба ледозащитная", находящегося на балансе у ЗАО "В", должна относиться на увеличение первоначальной стоимости не гидротехнического сооружения, а портового сооружения коммерческой организации ЗАО "В".
1.9.3. Пунктом 3.3.4 соглашения от 17 декабря 2014 г. N МТ-51/24 о предоставлении в 2014 году из федерального бюджета субсидии бюджету Хабаровского края на софинансирование мероприятий региональных (муниципальных) целевых программ установлена обязанность субъекта Российской Федерации направить средства краевого бюджета на финансирование мероприятий (объектов) согласно приложению N 1 к указанному соглашению, которым предусмотрено выполнение строительно-монтажных работ по объекту "Защита от затопления территории Южного округа г. Хабаровска на участке ул. Пионерская от Дендрария до ул. Союзной".
Заказчиком (КГКУ "С") средства бюджета Хабаровского края в размере 25 623,03 тыс. рублей направлены на разработку проектной документации (произведена оплата контрактов от 31 марта 2014 г. N 0407/Д-14/ГГЭ-9263/07, от 2 июля 2014 г. N 0800Д-14/ГГЭ-9263/10/С на проведение государственной экспертизы проектной документации и по контракту от 3 декабря 2012 г. N 111-12 по корректировке проектной документации объекта "Защита от затопления территории Южного округа г. Хабаровска на ул. Пионерская от Дендрария до ул. Союзной"), а не на строительно-монтажные работы, предусмотренные соглашением от 17 декабря 2014 г. N МТ-51/24 и сметой учреждения, что свидетельствует о невыполнении учреждением бюджетных полномочий по обеспечению целевого характера использования предоставленных ему бюджетных ассигнований, предусмотренных пунктом 1 статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, и о признаках нецелевого использования бюджетных средств, а также о ненадлежащем осуществлении контроля со стороны Правительства Хабаровского края за ходом строительства объектов и обеспечении целевого использования субсидии, предусмотренного пунктом 3.3.18 соглашения от 17 декабря 2014 г. N МТ-51/24.
Кроме того, работы по разработке проектной документации не предусмотрены утвержденным проектом и сводным сметным расчетом указанного объекта капитального строительства.
1.9.4. Должностные лица КГКУ "С" не осуществляли контроль и надзор за ходом и качеством выполняемых работ, предусмотренный пунктом 1 статьи 748 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также не выполняли обязанности по проверке хода и качества работ, выполняемых подрядчиком, и приемки выполненных работ, предусмотренные пунктами 4.1.4 и 6.1 государственного контракта от 17 февраля 2015 г. N 0122200002514010859-ОК, в результате чего в акты приемки выполненных работ формы КС-2 по строительству объекта "Защита от подтопления территории Южного округа г. Хабаровска на участке ул. Пионерская от Дендрария до ул. Союзная" были неправомерно включены работы по установке сборных парапетов массивных массой свыше 3 т (ФЕР42-01-019-03) на общую сумму 282,43 тыс. рублей.
Установлено, что указанные работы подрядчиком ООО "Т" фактически не выполнялись (оформлены не имевшие места факты хозяйственной жизни) и в дальнейшем приняты и оплачены указанным учреждением, которым не обеспечено целевого характера использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований, что противоречит статье 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункту 1 статьи 746 Гражданского кодекса и пункту 3.2.1 контракта, в результате чего государству был причинен ущерб в вышеуказанном размере и является нецелевым использованием бюджетных средств (Постановлением мирового судьи судебного района "Кировский район г. Хабаровска" от 27 августа 2017 г. по делу N 5-611/2017 Начальник Учреждения Л.Ю. привлечен к административной ответственности по статье 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях "Нецелевое использование бюджетных средств" и назначен штраф в размере 20,0 тыс. рублей).
1.10. Правительство Хабаровского края не обеспечило выполнение обязательств по целевому и результативному использованию бюджетных средств и по достижению значения показателя результативности, предусмотренных соглашениями о предоставлении субсидии от 22 июня 2012 г. N МС-51/11 и от 29 мая 2013 г. N МС-51/18.
Так, в нарушение пунктов 2.1 и 5.1.3 контракта от 29 ноября 2011 г. N 0122200002511001996 и пунктов 4.2, 8.6 контракта от 29 ноября 2011 г. N 0122200002511001997 и части 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно которым подрядчик обязан осуществлять строительство в соответствии с проектной документацией, работы по строительству двух объектов "Реконструкция дамбы для защиты с. Бичевая от затопления р. Хор", "Строительство защитных дамб в поселке имени Полины Осипенко Хабаровского края" выполнены подрядчиком ООО "Ж" и приняты КГКУ "С" в 2014 году не в соответствии с проектной документацией, утвержденной в установленном порядке, и условиями, на которых были заключены государственные контракты.
Общая длина дамбы согласно данным технических паспортов, выданных Солнечным межрайонным филиалом Хабаровского краевого государственного предприятия технической инвентаризации и оценки недвижимости от 18 декабря 2013 года, составляет 10 773,0 м по одному объекту, что на 29,0 м меньше проектной (10 802,0 м), и по второму объекту составляет 3037,9 м, что на 33,1 м меньше длины, предусмотренной проектом (3071,0 м), что привело к ущербу на общую сумму 1 612,98 тыс. рублей.
1.11. В ходе проверки выполнения Правительством Хабаровского края обязательств, предусмотренных соглашениями о предоставлении субвенций и субсидий, а также заключения и исполнения государственных контрактов и договоров на строительство, капитальный ремонт ГТС, экологическую реабилитацию и осуществление водоохранных мероприятий установлены факты нарушения Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ), Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" и иных нормативных правовых актов, а также условий государственных контрактов (договоров), что свидетельствует о нарушении Правительством Хабаровского края требований пунктов 2.3.3, 2.3.2, 2.3.4 соглашений о предоставлении субвенций и пункта 3.3.3 соглашений о предоставлении субсидий в 2014 - 2016 годах, предусматривающих обязательство по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд по мероприятиям, направленным на достижение целевых прогнозных показателей и финансируемым за счет средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета, в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ, а также по соблюдению законодательства Российской Федерации при использовании субсидии.
1.11.1. Выявлены нарушения при определении и обосновании начальной (максимальной) цены контракта на общую сумму 17 797,9 тыс. рублей, которые в том числе привели к удорожанию стоимости строительства на общую сумму 14 933,8 тыс. рублей, что привело к необоснованному использованию бюджетных средств и ущербу экономическим интересам государства, в том числе:
1.11.1.1. В нарушение пункта 1 части 9 статьи 22 Федерального закона N 44-ФЗ, согласно которому проектно-сметный метод заключается в определении начальной (максимальной) цены контракта (далее - НМЦК) на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, на основании проектной документации в соответствии с методиками и нормативами (государственными элементными сметными нормами) строительных работ и специальных строительных работ, утвержденными в соответствии с компетенцией федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, КГКУ "С" при определении НМЦК на выполнение работ по капитальному строительству объекта "Защита от подтопления территории Южного округа г. Хабаровска на участке ул. Пионерская от Дендрария до ул. Союзной" проектная документация при обосновании стоимости ряда работ и оборудования не использовалась.
Так, стоимость оборудования системы водоотведения определена не на основании проектной документации и была завышена на 3 412,52 тыс. рублей от стоимости оборудования, определенной проектной документацией, получившей положительное заключение N 1136-14/ГГЭ-9263/10 от 19 сентября 2014 г. ФАУ "Г" по проверке достоверности определения сметной стоимости объекта "Защита от подтопления территории Южного округа г. Хабаровска на участке ул. Пионерская от Дендрария до ул. Союзной" и утвержденной приказом Учреждения от 2 октября 2014 г. N 79-пр "Об утверждении проектной документации", что привело к увеличению НМЦК, указанной в извещении и документации о проведении конкурса с ограниченным участием (закупка N 0122200002514010859) на 3 412,52 тыс. рублей, и стоимости контракта от 17 февраля 2015 г. N 0122200002514010859-ОгК на 2 864,9 тыс. рублей (с учетом коэффициента снижения торгов).
Кроме того, КГКУ "С" определена стоимость работ в связи с увеличение срока строительства с трех лет до четырех лет в размере 3 490 000,5 тыс. рублей, что не соответствует стоимости работ (3 475 761,3 тыс. рублей), рассчитанной в соответствии со сроком строительства, предусмотренным проектной документацией (три года), получившей положительное заключение госэкспертизы N 850-14/ГГЭ-9263/07 от 11 июля 2014 г. ФАУ "Г", и утвержденной приказом Учреждения от 2 октября 2014 г. N 79-пр "Об утверждении проектной документации", что привело к удорожанию стоимости строительства на 14 239,17 тыс. рублей и стоимости контракта на 11 922,7 тыс. рублей (с учетом коэффициента снижения торгов).
1.11.1.2. В нарушение пункта 4.96 Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации МДС 81-35.2004, утвержденной постановлением Госстроя России от 5 марта 2004 г. N 15/1, Минприроды Хабаровского края при определении НМЦК на выполнение работ по объекту "Расчистка и спрямление русел рек Тырма и Яурин в черте с. Аланап Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края (закупка N 0122200002515007703) неправомерно (поскольку ГТС не относится к объектам производственного назначения) увеличило с 2 до 3 процентов нормативы затрат на непредвиденные работы, что привело к увеличению НМЦК и стоимости государственного контракта от 5 ноября 2015 г. N 91/11 на выполнение работ по указанному объекту, а также оплате подрядной организации ООО "И" за счет бюджетных средств 146,2 тыс. рублей;
1.11.2. В нарушение части 9 статьи 22 Федерального закона N 44-ФЗ Минприроды Хабаровского края при определении НМЦК на выполнение подрядных работ по объекту: "Расчистка и спрямление русел рек Тырма и Яурин в черте с. Аланап Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края" применен метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка), а не проектно-сметный метод.
1.11.3. Заказчиком (КГКУ "С") в нарушение пунктов 4.2.3, 4.2.4 государственного контракта от 17 февраля 2015 г. N 0122200002514010859-ОК не осуществлялся контроль за выполнением подрядчиком работ, в результате чего подрядчик ООО "Т" в нарушение пункта 1 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации и части 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно которым подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ, осуществляет строительство объекта "Защита от затопления территории Южного округа г. Хабаровска на ул. Пионерская от Дендрария до ул. Союзной" без выполнения работ по устройству понтона-батопорта стоимостью 54 668,73 тыс. рублей в текущих ценах 2 кв. 2014 года, обязательное выполнение которых предусмотрено проектной документацией по указанному объекту.
При этом невыполнение указанных работ не позволит завершить строительство объекта и вести его в эксплуатацию.
1.11.4. При проведении КГКУ "С" открытого конкурса с ограниченным участием на реализацию мероприятия по строительству объекта "Защита от подтопления территории Южного округа г. Хабаровска на участке ул. Пионерская от Дендрария до ул. Союзной" (закупка N 0122200002514010859) в конкурсной документации одним из показателей по нестоимостному критерию оценки заявок "Квалификация участников закупки" был установлен показатель "Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг (предельно необходимое количество указанных специалистов 40 человек)", оценка по которому производилась на основании предоставленной информации о количестве руководителей и ключевых специалистов с высшим образованием по строительству, со стажем работы по специальности 5 лет и более, имеющих квалификацию: инженеров по использованию водных ресурсов (инженеров-гидрологов, инженеров-гидротехников), инженеров-строителей, инженеров-землеустроителей, инженеров-геодезистов, инженеров-геологов, инженеров-экологов, сметчиков, предлагаемых для выполнения работ.
При этом не принимались к рассмотрению копии дипломов работников, имеющих указанную выше квалификацию по специальностям "Строительство автомобильных дорог и аэродромов", "Экономика и управление в строительстве", "Мосты и тоннели", "Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство").
Таким образом, в нарушение пункта 9 части 1 статьи 50 Федерального закона N 44-ФЗ, в соответствии с которым в конкурсной документации должен содержаться порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе в соответствии с указанным законом, КГКУ "С" в конкурсной документации по нестоимостному критерию "Квалификация участников закупки" установлен ненадлежащий порядок оценки заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием, поскольку порядок оценки заявок не содержал предмет оценки, позволяющий определить исчерпывающий перечень сведений в отношении специальностей сотрудников, подлежащих оценке конкурсной комиссией и соответственно подлежащих представлению участниками закупки в своих заявках.
В результате при оценке одной из двух заявок, поданной на участие в конкурсе с ограниченным участием, из 59 специалистов, копии документов по которым были предоставлены в целях подтверждения соответствия установленному показателю по нестоимостному критерию, комиссией было приняты к рассмотрению только копии документов по 38 специалистам.
Указанное свидетельствует о признаках нарушения КГКУ "С" части 2 статьи 8 Федерального закона N 44-ФЗ и статьи 17 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", устанавливающих запрет на совершение действий, которые привели или могли привести к недобросовестному ограничению числа участников закупки.
1.11.5. Выявлены случаи принятия заказчиком обеспечения исполнения контракта, не соответствующего требованиям, установленным Федеральным законом N 44-ФЗ, и отсутствия требований о предоставлении обеспечения исполнения контракта.
1.11.5.1. В нарушение пункта 2 части 6 статьи 45 Федерального закона N 44-ФЗ заказчиком в лице КГКУ "С" принято обеспечение исполнения 10 контрактов в виде банковской гарантии, не соответствующее условиям, предусмотренным частью 2 статьи 45 указанного Федерального закона, в результате чего учреждением с нарушением части 4 статьи 96 Федерального закона N 44-ФЗ (в отсутствие надлежащего обеспечения исполнения обязательств по контракту) неправомерно заключены государственные контракты и тем самым не обеспечена защита государственных интересов, в том числе и по контракту от 17 февраля 2015 г. N 0122200002514010859-ОгК, заключенного с ООО "Т", в качестве обеспечения исполнения которого предоставлена банковская гарантия от 10 февраля 2015 г. N 424-02-34261/БГ-1, выданная АО КБ "Б" со сроком действия по 31 января 2019 года включительно и размером обеспечения 25% начальной (максимальной) цены контракта (3 490 000,5 тыс. рублей), не отвечающая требованиями законодательства Российской Федерации.
Так, банковские гарантии, предоставленные в качестве обеспечения исполнения контрактов не содержали в перечне документов, направляемых одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии расчета суммы, включаемой в требование по банковской гарантии, а также документа, подтверждающего факт наступления гарантийного случая в соответствии с условиями контракта (если требование по банковской гарантии предъявлено в случае ненадлежащего исполнения принципалом обязательств в период действия гарантийного срока).
1.11.5.2. В нарушение части 1 статьи 96 Федерального закона N 44-ФЗ КГКУ "С" в извещении о закупке от 13 апреля 2015 г. N 0322200000115000004 не установлено требование обеспечения исполнения контракта, в результате чего заключен и действует договор от 17 апреля 2015 г. N 4 на оказание услуг по осуществлению авторского надзора по объекту: "Защита от затопления территории Южного округа г. Хабаровска на участке ул. Пионерская от Дендрария до ул. Союзная" (на основании пункта 19 части 1 статьи 93 Федерального закона N 44-ФЗ), который не содержит условия о предоставлении подрядчиком (ООО "А") обеспечения исполнения контракта и на момент проведения контрольного мероприятия исполнение данного контракта не обеспечивается в соответствии с требованиями статьи 96 указанного Федерального закона, в результате чего не защищены государственные интересы.
В нарушение частей 4, 5 и 8 статьи 34 Федерального закона N 44-ФЗ КГКУ "С" в договоре от 17 апреля 2015 г. N 4 не предусмотрены условия об ответственности подрядчика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств (размер пени и штрафа не установлены).
1.11.6. Установлены случаи неприменения заказчиком мер ответственности за неисполнение обязательств, а также неиспользование мер обеспечения исполнения контракта.
1.11.6.1. В нарушение частей 6 и 8 статьи 34 Федерального закона N 44-ФЗ, согласно которым неустойка (штраф, пеня) начисляется за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчиками не направлены требования об уплате неустойки (штрафа, пени):
- за нарушение ООО "И" в 2015 году срока выполнения работ по государственному контракту от 23 декабря 2015 г. N 111/12 на выполнение работ по объекту: "Расчистка и дноуглубление русел рек Тумнин и Худями в черте с. Уська-Орочская Ванинского муниципального района Хабаровского края" расчетно на сумму 54,1 тыс. рублей (заказчик - Минприроды Хабаровского края);
- за неисполнение подрядчиками обязательства о наличии у них свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданного саморегулируемой организацией (СРО), основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство, предусмотренного:
пунктом 4.4.18 государственных контрактов от 23 декабря 2015 г. N 111/12 на выполнение работ по объекту: "Расчистка и дноуглубление русел рек Тумнин и Худями в черте с. Уська-Орочская Ванинского муниципального района Хабаровского края", сроком действия по 30 октября 2017 года (1 001,3 тыс. рублей) и от 5 ноября 2015 г. N 91/11 на выполнение подрядных работ по объекту: "Расчистка и спрямление русел рек Тырма и Яурин в черте с. Аланап Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края" сроком действия по 31 октября 2016 года (752,8 тыс. рублей) на общую сумму 1 754,1 тыс. рублей (расчетно) (заказчик - Минприроды Хабаровского края);
пунктом 10.2 государственного контракта от 17 февраля 2015 г. N 0122200002514010859-ОгК на выполнение подрядных работ по объекту "Защита от подтопления территории Южного округа г. Хабаровска на участке ул. Пионерская от Дендрария до ул. Союзной" на сумму 14 650,0 тыс. рублей (расчетно) (заказчик - КГКУ "С").
1.11.6.2. Минприроды Хабаровского края не приняло мер по защите государственных интересов и не обжаловало в арбитражном суде решение временной администрации по управлению кредитной организацией АО "Н" (гарант, выдавший банковскую гарантию) об отказе в удовлетворении требований Минприроды Хабаровского края по банковской гарантии от 15 февраля 2016 г. N 59/16/ЭГ в связи с невыполнением ООО "И" (принципал) обязательств по государственному контракту от 5 ноября 2015 г. N 91/11 на выполнение подрядных работ по объекту: "Расчистка и спрямление русел рек Тырма и Яурии в черте с. Аланап Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края" на сумму 334.5 тыс. рублей, не направило в арбитражный суд и конкурсному управляющему требования для включения в реестр требований кредиторов согласно пункту 7 статьи 16 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
Кроме того, Минприроды Хабаровского края за истребованием средств по банковской гарантии от 10 февраля 2016 г. N 25/16/ЭГ со сроком действия до 1 января 2019 года, в связи с невыполнением подрядчиком (ООО "И") обязательства по второму этапу государственного контракта от 23 декабря 2015 г. N 111/12 в "Н" (АО) не обращалось.
В ходе проверки Минприроды Хабаровского края направило (письма от 23 июня 2017 г. N 12.3.44-18393 и N 12.3.44-18392) конкурсному управляющему "Н" (АО) требования в сумме 1 398,2 тыс. рублей (309,4 тыс. рублей в рамках банковской гарантии от 15 февраля 2016 г. N 59/16/ЭГ и 1 088,8 тыс. рублей в рамках банковской гарантии от 10 февраля 2016 г. N 25/16/ЭГ) для внесении в реестр требований кредиторов.
При этом ввиду того, что указанные требования были предъявлены после закрытия реестра требований кредиторов (дата закрытия - 21 июня 2017 г.), данные требования конкурсным управляющим включены в третью очередь реестра требований кредиторов и в соответствии с пунктом 11 части 189.96 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" подлежат удовлетворению за счет имущества, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, предъявленных в установленный срок и включенных в реестр требований кредиторов "Н" (АО).
1.11.7. В нарушение статьи 309, пункта 1 статьи 746 Гражданского кодекса Российской Федерации и пунктов 1.1, 1.2 контракта от 17 февраля 2015 г. N 0122200002514010859-ОгК, предусматривающих надлежащее выполнение исполнителем обязательств в соответствии с условиями обязательства, а также оплату заказчиком выполненных работ в объеме, предусмотренном технической частью (приложение N 1 к указанному контракту), и в размере, предусмотренном сметой, КГКУ "С" при строительстве объекта "Защита от подтопления территории Южного округа г. Хабаровска на участке ул. Пионерская от Дендрария до ул. Союзной" оплачены работы по откорректированной проектно-сметной документации, которые не предусмотрены сметной документацией по утвержденному проекту строительства на общую сумму 59 099,7 тыс. рублей (дополнительные работы отсыпки дамбы по характерным пикетам, ливневый выпуск), чем причинен ущерб экономическим интересам государства на сумму 59 099,7 тыс. рублей.
1.11.8. В нарушение пункта 2.5.2 контракта от 17 февраля 2015 г. N 0122200002514010859-ОгК, согласно которому в случае сокращения потребности в соответствующем объеме работ стороны обязаны пропорционально объему таких работ уменьшить цену контракта, КГКУ "С" при строительстве объекта "Защита от подтопления территории Южного округа г. Хабаровска на участке ул. Пионерская от Дендрария до ул. Союзной" при сокращении объема используемых в работе материалов на общую сумму 117 552,0 тыс. рублей (упорные анкерные массой до 2,0 т - 229,9 куб. м; плиты железобетонные покрытий, перекрытий и днищ - 20 410,5 куб. м; Смесь песчано-гравийная несортированная речная - 44 152,5 куб. м; Щебень из природного камня для строительных работ марка 100, фракция 40 - 70 мм 13 735,9 куб. м; камень бутовый марка 300, размер от 150 до 500 мм 13 235 куб. м и др.) цена указанного контракта не была уменьшена.
1.11.9. Минприроды Хабаровского края в нарушение пунктов 1.1, 4.4.5 государственного контракта от 5 ноября 2015 г. N 91/11 по объекту "Расчистка и спрямление русел рек Тырма и Яурин в черте с. Аланап, Верхнебуреинский муниципальный район, Хабаровский край" не обеспечило выполнение подрядчиком ООО "И" компенсации ущерба водным биологическим ресурсам объеме 0,1025 т рыбной продукции (11,1 тыс. рублей), предусмотренного заключением Амурского территориального управления Росрыболовства от 27 сентября 2010 г. N 05-21/7275.
1.11.10. Строительство объекта "Защита от затопления территории Южного округа г. Хабаровска на участке ул. Пионерская от Дендрария до ул. Союзной" осуществляется более двух лет (с 17 февраля 2015 г.) на земельных участках общей площадью 16,4 тыс. кв. м, на которые у КГКУ "С" отсутствуют правоустанавливающие документы на земельные участки, которые необходимы для получения разрешения на строительство согласно пункту 1 части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, следовательно, разрешение на строительство от 21 апреля 2015 г. N RU27-0304-MC выдано Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации неправомерно.
Кроме того, ряд земельных участков предоставлены в пользование КГКУ "С" спустя 8 месяцев после заключения контракта на выполнение работ по капитальному строительству объекта, на других велись работы в отсутствие правоустанавливающих документов, что свидетельствует о нарушении государственным заказчиком пункта 1 статьи 747 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 4 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также пункта 4.2.1 контракта от 17 февраля 2015 г. N 0122200002514010859-Ог, согласно которым заказчик должен подготовить земельный участок до начала строительства.
1.11.11. В нарушение части 5 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, государственный заказчик (КГКУ "С") не уведомил своевременно Дальневосточное управление Ростехнадзора о начале строительства опасного и технически сложного объекта капитального строительства "Защита от затопления территории Южного округа г. Хабаровска на участке ул. Пионерская от Дендрария до ул. Союзной".
1.11.12. Правительством Хабаровского края в нарушение пункта 3.3.10 соглашения о предоставлении из федерального бюджета субсидии от 15 августа 2015 г. N МТ-51/05 не обеспечено выполнение обязательств по страхованию строительно-монтажных рисков при заключении договоров на выполнение работ по строительству, реконструкции объектов инженерной защиты и берегоукрепительных сооружений, предусмотренных частью 1 статьи 4 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 225-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте", а также статьей 15 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений", по объекту "Защита от затопления территории Южного округа г. Хабаровска на участке ул. Пионерская от Дендрария до ул. Союзной".
1.11.13. КГКУ "С" по контрактам от 18 декабря 2014 г. N 138, N 139 за счет бюджетных средств в объеме 167,8 тыс. рублей КГБУ "О" неправомерно оплачена повторная государственная экспертиза на проектную документацию объектов "Реконструкция дамбы для защиты с. Бичевая от затопления р. Хор" и "Строительство защитных дамб в поселке им. Полины Осипенко Хабаровского края", введенных ранее в эксплуатацию (III квартал 2014 года), проведение которой в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 г. N 145 "О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий", осуществляется до начала строительства либо в период производства работ.
1.11.14. В нарушение статьи 72 и 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которым государственные (муниципальные) контракты оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, а получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств:
КГКУ "С" по контрактам и договорам по объекту "Защита от затопления территории Южного округа г. Хабаровска на участке ул. Пионерская от Дендрария до ул. Союзной" приняты бюджетные обязательства на 2 934 005,77 тыс. рублей, превышающие размер бюджетных ассигнований, предусмотренный постановлением Правительства Хабаровского края от 17 сентября 2014 г. N 328-пр "Об утверждении Перечня объектов капитального строительства краевой государственной собственности, финансируемых за счет бюджетных средств, на 2015 год и плановый период 2016 - 2017 годов" и доведенный до учреждения (90 330,10 тыс. рублей) на 2 843 675,67 тыс. рублей;
КГКУ "С" в 2014 году по государственным контрактам на разработку проектно-изыскательских работ от 23 декабря 2014 г. N 0122200002514008129-ОК, 27 октября 2014 г. N 0122200002514006469-ОК, от 12 ноября 2014 г. N 0122200002514007390-ОК, от 29 декабря 2014 г. N 64КСС, от 29 декабря 2014 г. N 145, от 27 октября 2014 г. N 0122200002514006193-ОК, от 29 декабря 2014 г. N 63КСС, от 29 декабря 2014 г. N 144, от 28 октября 2014 г. N 0122200002514006483-ОК, от 31 октября 2014 г. N 0122200002514006468-ОК, от 27 октября 2014 г. N 0122200002514006484-ОК, от 29 октября 2014 г. N 0122200002514006479-ОК, от 27 октября 2014 года N 0122200002514006493-ОК, от 31 октября 2014 г. N 0122200002514006473-ОК, от 26 октября 2014 г. N 0122200002514006474-ОК приняты бюджетные обязательства на общую сумму 424 191,2 тыс. рублей, превышающие размер средств, предусмотренный сметой учреждения, а также постановлением Правительства края от 25 сентября 2013 г. N 289-пр "Об утверждении Перечня объектов капитального строительства краевой государственной собственности, финансируемых за счет бюджетных средств, на 2014 год и плановый период 2015 - 2016 годов" и доведенный до учреждения (160 835,9 тыс. рублей) на 263 355,3 тыс. рублей.
1.11.15. В ходе проверки состояния бухгалтерского учета и отчетности, а также расчетов при выполнении работ по реализации мероприятий федеральной целевой программы "Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012 - 2020 годах" ФЦП, а также водохозяйственных мероприятий и мероприятий по охране водных объектов установлены факты нарушения правил ведения бухгалтерского учета.
1.11.15.1. Установлены факты искажения бюджетной отчетности.
Так, в нарушение части 1 статьи 13 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", пункта 4 Инструкции по применению единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными Фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина Российской Федерации от 1 декабря 2010 г. N 157н (далее - Инструкция, утвержденная приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. N 157н), согласно которым субъект учета обеспечивает формирование полной и достоверной бухгалтерской (финансовой) отчетности о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, в том числе о наличии государственного (муниципального) имущества, его использовании, о принятых им обязательствах, Минприроды Хабаровского края допустило грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета, выразившееся:
в искажении годовой отчетности за 2014 год более, чем на 10 процентов, поскольку не отразило в балансе главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета Министерства природных ресурсов (ф. 0503130) (далее - Баланс Минприроды Хабаровского края) по состоянию на 1 января 2015 года стоимость материальных объектов (технических отчетов по результатам работ по установлению границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос рек в количестве 2 штук стоимостью 2 357,2 тыс. рублей, разработанных по государственным контрактам от 21 декабря 2013 г. N 124/12 и от 28 декабря 2013 г. N 126/12 и оплаченных за счет субвенции из федерального бюджета);
в искажении годовой отчетности за 2015 год более, чем на 10 процентов, поскольку не отразило в Балансе Минприроды Хабаровского края по состоянию на 1 января 2016 года стоимость материальных объектов в размере 4 358,2 тыс. рублей (технических отчетов по результатам работ по установлению границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос рек в количестве 2 штук стоимостью 1 400,9 тыс. рублей, разработанных по государственным контрактам от 25 мая 2015 г. N 35/05 и от 1 июня 2015 г. N 39/06, а также проектной документации по расчистке и дноуглублению русел рек в количестве 3 штук, общей стоимостью 2 957,2 тыс. рублей, разработанных по государственным контрактам от 22 апреля 2015 г. N 27/04, от 29 апреля 2015 г. N 28/04, от 29 апреля 2015 г. N 29/04 и оплаченных за счет субвенции из федерального бюджета). Постановлением мирового судьи судебного района "Центральный район г. Хабаровска" от 21 августа 2017 г. заместителю начальника управления делами - начальника отдела Минприроды Хабаровского края Жигарь Л.П. за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), назначено наказание в виде административного штрафа в размере 5,0 тыс. рублей;
в искажении годовой отчетности за 2016 год более, чем на 10 процентов, поскольку не отразило в Балансе Минприроды Хабаровского края по состоянию на 1 января 2017 года стоимость материальных объектов (технический отчет по результатам работ по установлению границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос рек в количестве 1 штуки стоимостью 298,1 тыс. рублей, разработанного по государственному контракту от 23 марта 2016 г. N 14/03 и оплаченного за счет субвенции из федерального бюджета). Постановлением мирового судьи судебного района "Центральный район г. Хабаровска" от 21 августа 2017 г. заместителю начальника управления делами - начальника отдела Минприроды Хабаровского края Жигарь Л.П. за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.11 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 5,0 тыс. рублей;
в искажении бюджетной отчетности в объеме менее 10 процентов, поскольку приобретенные в 2014 - 2016 годах 306 специальных информационных знаков за счет субвенций из федерального бюджета не были приняты к учету в качестве объектов основных средств, их стоимость (3 364,75 тыс. рублей) не была отражена в бухгалтерском Балансе Минприроды Хабаровского края на 1 января 2015 года на сумму 299,00 тыс. рублей; на 1 января 2016 года - 2 858,46 тыс. рублей и на 1 января 2017 года - 207,29 тыс. рублей.
1.11.15.2. КГКУ "Д" в нарушение пункта 20 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 10 февраля 2006 г. N 25н, приняло в 2007 году к бухгалтерскому учету введенный в эксплуатацию объект капитального строительства "Инженерная защита левого берега р. Амур в районе г. Хабаровска" протяженностью 5,933 п. км (инв. N Хаб0701029) первоначальной стоимостью 419 181,0 тыс. рублей при отсутствии документов, подтверждающих государственную регистрацию права оперативного управления, которая осуществлена в 2010 году, который в соответствии с пунктом 1 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации являлся объектами налогообложения по налогу на имущество.
В результате неправомерного отражения в бюджетном учете указанного гидротехнического сооружения в составе основных средств КГКУ "Д" излишне начислен налог на имущество организации в соответствии со статьями 3 и 372 Налогового кодекса Российской Федерации в сумме 25 880,90 тыс. рублей, что привело к неправомерному расходу средств краевого бюджета.
1.11.15.3. В нарушение части 1 статьи 9 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" не оформлены первичные учетные документы (акт приема-передачи) на фактически переданные подрядчику возведенные титульные временные здания КГКУ "С" - на объекте "Защита от затопления территории Южного округа г. Хабаровска на участке ул. Пионерская от Дендрария до ул. Союзной" в количестве 4 объектов на общую сумму 5 211,01 тыс. рублей.
Это стало следствием того, что в нарушение подпункта "а" пункта 3.1.8 Положения по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций, утвержденного письмом Минфина России от 30 декабря 1993 г. N 160, и пункта 3.4 Сборника сметных норм затрат на строительство временных зданий и сооружений при производстве ремонтно-строительных работ ГСНр-81-05-01-2001, утвержденного постановлением Госстроя России от 7 мая 2001 г. N 46, заказчики не учитывали указанные титульные временные здания на балансе в составе основных средств обособлено по стоимости работ, оплаченных подрядной организации.
1.11.15.4. КГКУ "С" при формировании сметы на выполнение работ по строительству объекта "Защита от затопления территории Южного округа г. Хабаровска на участке ул. Пионерская от Дендрария до ул. Союзной" в нарушение пункта 4 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. N 157н, а также пунктов 4.12, 4.100.1 Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации, утвержденной постановлением Госстроя Российской Федерации от 5 марта 2004 года N 15/1, не учтена величина возвратных сумм по стоимости пригодных для повторного применения материалов и изделий, полученных при разборке конструкций существующего магистрального водопровода, принадлежащего МУП города Хабаровска "ВК" на сумму 1 815,10 тыс. рублей.
1.11.16. В соответствии с подпунктом 5 пункта 2 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации не признаются объектом налогообложения земельным налогом земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда.
На основании подпункта 3 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, в пределах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности.
Таким образом, КГКУ "Д" в нарушение подпункта 5 пункта 2 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации, уплачивало налоги на земельные участки, предоставленные КГКУ "Д" на праве постоянного (бессрочного) пользования, занимаемые гидротехническими сооружениями, расположенными в пределах водных объектов, допустило переплату средств краевого бюджета на уплату земельного налога в 2015 и 2016 годах в сумме 1 783,98 тыс. рублей.
1.11.17. Объект "Строительство защитных дамб в селе имени Полины Осипенко Хабаровского края" введен в эксплуатацию на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от 31 декабря 2014 года N RU 27512000-18, выданного администрацией муниципального района имени Полины Осипенко Хабаровского края.
Правительством Хабаровского края с декабря 2014 года по настоящее время по объекту гидротехнического сооружения "Строительство защитных дамб в селе имени Полины Осипенко Хабаровского края" не определен собственник и не обеспечена государственная регистрация прав на данный объект в едином государственном реестре недвижимости в соответствии с пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации.
2. По результатам контрольного мероприятия выявлены следующие недостатки.
2.1. Установлено неэффективное использование проектной документации, созданной за счет бюджетных средств на общую сумму 7 808,5 тыс. рублей.
Проектные документации по 4 мероприятиям (объектам) (расчистке и дноуглублению русел рек Тумнин и Худями, Хор и капитальный ремонт двух ГТС на территории Хабаровского края), на разработку которой в 2015 году Правительством Хабаровского края были израсходованы бюджетные средства в сумме 7 808,5 тыс. рублей (из них 1 957,2 тыс. рублей за счет субвенции из федерального бюджета), до настоящего времени не используется, заявки на финансирование указанных мероприятий (объектов) от Правительства Хабаровского края в адрес Росводресурсов не направлялись, ввиду чего мероприятия до настоящего времени не реализуются, что свидетельствует о недостижении целей, для которых разрабатывались проекты (расчистка русел рек и капитальный ремонт ГТС), а также рисках потери актуальности проектной документации.
2.2. По Хабаровскому краю из 11 мероприятий, по которым разработана проектная документация, реализуется только 1 мероприятие по объекту "Инженерная защита территории г. Комсомольска-на-Амуре" (9,1%).
Проектная документация по 10 гидротехническим сооружениям на капитальное строительство ГТС на территории Хабаровского края, на разработку которой в 2014 - 2015 годах КГКУ "С" были израсходованы средства в сумме 262 520,85 тыс. рублей, до настоящего времени не используется и в государственной программе Хабаровского края "Развитие водохозяйственного комплекса Хабаровского края в 2014 - 2020 годах", утвержденной постановлением Правительства Хабаровского края от 7 февраля 2014 г. N 27-пр, объемы финансирования на строительство 10 объектов не предусмотрены, что свидетельствует о том, что цели, для достижения которых разрабатывались проекты, не достигнуты.
2.3. Правительство Хабаровского края не реализовано правомочие, предусмотренное статьей 5 и частью 1 статьи 12 Закона Хабаровского края от 25 июня 2003 года N 124 "Об основах управления и распоряжения государственной собственностью Хабаровского края" по закреплению объекта "Реконструкция дамбы для защиты с. Бичевая от затопления р. Хор", введенного в эксплуатацию в 2014 году, на праве оперативного управления за КГКУ "С", являющимся заказчиком, на балансе которого учтены затраты по строительству указанного объекта, не определен владелец ГТС.
В результате для реализации решения о передаче завершенного строительством ГТС в муниципальную собственность требуется устранить строительные дефекты, на финансирование которых планируется выделение КГКУ "С", не являющемуся владельцем ГТС, бюджетных средств в размере 1 369,98 тыс. рублей.
2.4. При проверке реализации мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод, обеспечению эксплуатационной надежности и безопасности гидротехнических сооружений, предусмотренных пунктом 23 Плана мероприятий по реализации Водной стратегии Российской Федерации на период до 2020 года и задачи федеральной целевой программы "Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012 - 2020 годах", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 августа 2009 г. N 1235-р, установлены нарушения Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" (далее - Федеральный закон N 117-ФЗ), что создает угрозу возникновения чрезвычайной ситуации и свидетельствует о невыполнении государственными заказчиками обязанностей, предусмотренных статьей 9 указанного Федерального закона в части обеспечения соблюдения обязательных требований при строительстве и эксплуатации гидротехнического сооружения:
в нарушение статей 9 и 10 Федерального закона N 117-ФЗ при отсутствии утвержденной декларации безопасности гидротехнических сооружений и разрешений на эксплуатацию ГТС на территории Хабаровского края эксплуатируются 8 построенных объектов берегоукрепления: Берегоукрепительные сооружения р. Хор в п. Хор (собственник - Администрация района имени Лазо Хабаровского края), Дамба "Бикинская" защита от наводнений (собственник - муниципальное образование "Город Бикин и Бикинский район"), Защитная дамба оз. Мылки, защита от паводковых вод г. Комсомольск-на-Амуре (собственник - городское поселение "Город Комсомольск-на-Амуре"), Защитная дамба р. Силинка г. Комсомольск-на-Амуре (собственник - городское поселение "Город Комсомольск-на-Амуре"), Защитная дамба пос. Победа г. Комсомольск-на-Амуре (собственник - городское поселение "Город Комсомольск-на-Амуре"), Гидроузел на ручье Малая Сита "Дружба" (собственник - КГКУ "Д"), "Инженерная защита левого берега протоки Казакевичева в районе Храма-часовни на Большом Уссурийском острове" (собственник - КГКУ "Д"), "Инженерная защита левого берега р. Амур в районе г. Хабаровска" (собственник - КГКУ "Д");
в нарушение статьи 10 Федерального закона N 117-ФЗ собственниками ГТС декларации безопасности указанных восьми объектов на территории Хабаровского края не разрабатывались и не утверждались Ростехнадзором;
в нарушение статьи 9 Федерального закона N 117-ФЗ, пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 23 мая 1998 г. N 490 собственниками ГТС не обеспечено внесение 26 или 93% из 28 защитных ГТС от наводнения в Российский регистр гидротехнических сооружений, подконтрольных Ростехнадзору на территории Хабаровского края;
в нарушение статьи 15 Федерального закона N 117-ФЗ, части 1 статьи 10 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 225-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте" семь объектов ("Берегоукрепительные сооружения р. Хор в п. Хор (собственник - Администрация района имени Лазо Хабаровского края); Дамба "Бикинская", защита от наводнений (собственник - муниципальное образование "Город Бикин и Бикинский район"); Защитная дамба оз. Мылки, защита от паводковых вод г. Комсомольск-на-Амуре (собственник - городское поселение "Город Комсомольск-на-Амуре"); Защитная дамба р. Силинка г. Комсомольск-на-Амуре (собственник - городское поселение "Город Комсомольск-на-Амуре"); Защитная дамба пос. Победа г. Комсомольск-на-Амуре (собственник - городское поселение "Город Комсомольск-на-Амуре"); Инженерная защита левого берега протоки Казакевичева в районе Храма-часовни на Большом Уссурийском острове (собственник - КГКУ "Д"); Инженерная защита левого берега р. Амур в районе г. Хабаровска (собственник - КГКУ "Д") не были застрахованы владельцами опасных объектов.
Таким образом, Правительство Хабаровского края, являясь ответственным исполнителем в зоне своей деятельности, не в полной мере выполняло требования пункта 23 Плана мероприятий по реализации Водной стратегии Российской Федерации на период до 2020 года и задачи федеральной целевой программы "Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012 - 2020 годах" в части реализации мероприятий по обеспечению эксплуатационной надежности и безопасности гидротехнических сооружений.
С учетом изложенного и на основании статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" Правительству Хабаровского края надлежит выполнить следующие требования:
1) поручить Министерству строительства Хабаровского края обеспечить принятие мер КГКУ "С" по представлению подрядчиком (ООО "З") обеспечения исполнения договора от 17 апреля 2015 г. N 4 на оказание услуг по осуществлению авторского надзора по объекту: "Защита от затопления территории Южного округа г. Хабаровска на участке ул. Пионерская от Дендрария до ул. Союзная" в соответствии с требованиями статьи 96 Федерального закона N 44-ФЗ;
2) поручить Министерству природных ресурсов Хабаровского края предъявить подрядчику требование об уплате неустойки (штраф, пеня) за неисполнение подрядчиком (ООО "И") обязательства по государственным контрактам от 23 декабря 2015 г. N 111/12 на выполнение работ по объекту: "Расчистка и дноуглубление русел рек Тумнин и Худями в черте с. Уська-Орочская Ванинского муниципального района Хабаровского края" и от 5 ноября 2015 г. N 91/11 на выполнение подрядных работ по объекту: "Расчистка и спрямление русел рек Тырма и Яурин в черте с. Аланап Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края", а также поручить Министерству строительства Хабаровского края обеспечить принятие КГКУ "С" мер по предъявлению требований подрядчику об уплате неустойки за неисполнение обязательств по государственному контракту от 17 февраля 2015 г. N 0122200002514010859-ОгК на выполнение подрядных работ по объекту "Защита от подтопления территории Южного округа г. Хабаровска на участке ул. Пионерская от Дендрария до ул. Союзной";
3) поручить Министерству природных ресурсов Хабаровского края обеспечить принятие мер по отражению в бухгалтерском учете стоимости материальных объектов, специальных информационных знаков, согласно пункту 4 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. N 157н;
4) поручить Министерству промышленности и транспорта Хабаровского края обеспечить принятие мер КГКУ "Д" по обращению в территориальный орган Федеральной налоговой службы с заявлением о зачете или возврате излишне уплаченного налога на имущество организаций;
5) обратиться в Росводресурсы для согласования технических заданий на корректировку проектной документации по объекту "Защита от подтопления территории Южного округа г. Хабаровска на участке ул. Пионерская от Дендрария до ул. Союзной" в соответствии с пунктом 4.3.10.5 соглашения от 17 февраля 2017 г. N 052-09-104 на 2017 год;
6) поручить Министерству природных ресурсов Хабаровского края принять меры по возврату необоснованно оплаченных ООО "И" по контракту от 5 ноября 2015 г. N 91/11 бюджетных средств на лимитированные затраты на непредвиденные работы в сумме 146,2 тыс. рублей;
7) поручить Министерству строительства Хабаровского края обеспечить принятие мер КГКУ "С" по представлению ООО "Т" надлежащего обеспечения исполнения государственного контракта от 17 февраля 2015 г. N 0122200002514010859-ОгК в соответствии с положениями статьи 96 Федерального закона N 44-ФЗ;
8) поручить Министерству природных ресурсов Хабаровского края обеспечить возмещение вреда окружающей среде (водным биоресурсам), причиненного в результате проведения мероприятий по объекту "Расчистка и спрямление русел рек Тырма и Яурин в черте с. Аланап, Верхнебуреинский муниципальный район, Хабаровский край", в объеме 0,1025 т рыбной продукции;
9) поручить Министерству строительства Хабаровского края обратиться в Минтранс России по вопросу финансового обеспечения завершения и реконструкции опасного и технически сложного объекта капитального строительства - реконструкция портового сооружения "Дамба ледозащитная" общей площадью 91 000,00 кв. м, расположенного по адресу: г. Хабаровск, ул. Оборонная, 1 реализуемого в составе объекта "Защита от подтопления территории Южного округа г. Хабаровска на участке ул. Пионерская от Дендрария до ул. Союзной";
10) поручить Министерству строительства Хабаровского края обеспечить принятие мер КГКУ "С" по оформлению правоустанавливающих документов на земельные участки, на которых осуществляется строительство объекта "Защита от подтопления территории Южного округа г. Хабаровска на участке ул. Пионерская от Дендрария до ул. Союзной";
11) провести проверки по каждому выявленному факту нарушения законодательства Российской Федерации, по результатам которых рассмотреть вопрос о привлечении к ответственности должностных лиц, допустивших указанные нарушения;
12) принять меры по устранению выявленных недостатков, а также по устранению причин и условий выявленных нарушений и недостатков.
Настоящее представление направляется в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 23 ноября 2017 г. N 63К(1208)).
В соответствии с частью 4 статьи 26 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации" представление должно быть выполнено в срок до 1 августа 2018 года.
В соответствии с частью 5 статьи 26 указанного Федерального закона Губернатору, Председателю Правительства Хабаровского края или лицу, исполняющему его обязанности, необходимо уведомить Счетную палату Российской Федерации о принятых мерах по результатам выполнения настоящего представления в письменной форме с приложением копий подтверждающих документов.
Аудитор
Б.-Ж.ЖАМБАЛНИМБУЕВ