Письмо ФНС России от 21 января 2025 г. № БС-4-21/471@
Письмо Федеральной налоговой службы
от 21 января 2025 г. № БС-4-21/471@
«О рассмотрении обращения»
Федеральная налоговая служба рассмотрела обращение по вопросу исчисления транспортного налога (далее - налог) в случае перерегистрации транспортного средства с одного обособленного подразделения организации на другое ее обособленное подразделение, находящиеся в разных субъектах Российской Федерации, и сообщает.
К полномочиям ФНС России, предусмотренным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506 "Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе", не относится официальное (общеобязательное для всех участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах) разъяснение положений главы 28 "Транспортный налог" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Вместе с тем, считаем возможным направить следующие рекомендации.
Согласно пункту 1 статьи 362 Кодекса сумма налога (сумма авансового платежа по налогу) исчисляется на основании сведений органов (организаций, должностных лиц), осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее - регистрирующие органы), если иное не предусмотрено статьей 362 Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 363 Кодекса уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств.
Пунктом 5 статьи 83 Кодекса предусмотрены постановка на учет, снятие с учета организации или физического лица в налоговом органе по месту нахождения принадлежащих им транспортных средств на основании сведений, сообщаемых регистрирующими органами.
Исходя из подпунктов 1, 1.1, 2 пункта 5 статьи 83 Кодекса поступление в налоговый орган сведений из регистрирующего органа о перерегистрации транспортного средства на другое обособленное подразделение влечет изменение определяемого для целей статьи 83 Кодекса места нахождения этого транспортного средства, за исключением воздушных и водных транспортных средств (кроме маломерных судов).
Федеральным законом от 31.07.2023 N 389-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и о приостановлении действия абзаца второго пункта 1 статьи 78 части первой Налогового кодекса Российской Федерации" статья 362 Кодекса дополнена пунктом 3.6, из которого следует, что в случае изменения в течение налогового (отчетного) периода места нахождения транспортного средства сумма налога (сумма авансового платежа по налогу) исчисляется по новому месту нахождения транспортного средства начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором произошли указанные изменения.
Указанные положения пункта 3.6 статьи 362 Кодекса действуют, начиная с налогового периода 2024 года.
Вместе с тем, по мнению Минфина России (для налоговых периодов до 2024 года), в случае перерегистрации транспортного средства с одного обособленного подразделения организации на другое, находящееся в другом субъекте Российской Федерации, транспортный налог уплачивается в бюджет по месту нахождения транспортного средства, определенному по состоянию на 1-е число месяца, в котором произошли указанные изменения. Исходя из нового места нахождения обособленного подразделения, на которое перерегистрировано транспортное средство, транспортный налог уплачивается начиная со следующего месяца.
Указанная позиция неоднократно разъяснялась и поддерживалась Минфином России (письма от 21.10.2013 N 03-05-06-04/43844, от 18.10.2021 N 03-05-04-01/84149, от 15.02.2022 N 03-05-05-04/10264), а также доводилась до налоговых органов (письмо ФНС России от 20.10.2021 № БС-4-21/14849@, https://www.nalog.gov.ru/rn77/about_fts/about_nalog/11476723/).
При этом обращаем внимание, что письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах не содержат правовых норм и не направлены на их установление, изменение или отмену, не являются нормативными правовыми актами, а также не подлежат подготовке и регистрации в соответствии с Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 N 1009.
Указанные письма имеют информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствуют руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной Минфином России.
Настоящее письмо носит сугубо информационно-справочный (рекомендательный) характер, не устанавливает общеобязательных правовых норм и не препятствует применению нормативно-правовых актов и судебных постановлений в значении, отличающемся от вышеизложенных разъяснений.
Действительный государственный
советник Российской Федерации
2 класса С.Л. Бондарчук
к