Письмо ФНС России от 23 января 2025 г. № БС-4-21/558@
Вопрос: Об отнесении трансформаторных подстанций к объектам недвижимого имущества в целях применения льготы в виде освобождения от уплаты налога на имущество организаций.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 23 января 2025 г. N БС-4-21/558@
Федеральная налоговая служба рассмотрела письмо МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам от 14.01.2025 по вопросам применения пункта 21.1 статьи 381 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в отношении трансформаторных подстанций и сообщает.
К полномочиям ФНС России, предусмотренным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506, не относится официальное (общеобязательное для всех участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах) разъяснение статьи 381 Кодекса.
ФНС России не может подменять решения нижестоящих налоговых органов, принимаемые в рамках их компетенции, в том числе по вопросам камеральных налоговых проверок на основе налоговых деклараций по налогу на имущество организаций (далее - налог), в которых заявлены налоговые льготы.
Вместе с тем полагаем возможным направить следующие рекомендации.
Согласно пункту 21.1 статьи 381 Кодекса (в редакции Федерального закона от 29.11.2024 N 416-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации") освобождаются от налогообложения организация по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью, системообразующие территориальные сетевые организации, территориальные сетевые организации, а также иные собственники объектов электросетевого хозяйства, переданных во владение и в пользование системообразующим территориальным сетевым организациям в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 46.4 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", - в отношении трансформаторных и иных подстанций, распределительных пунктов классом напряжения до 35 киловольт включительно (далее - Льгота).
Пункт 21.1 статьи 381 Кодекса вступил в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования Федерального закона от 29.11.2024 N 416-ФЗ, но не ранее 1-го числа очередного налогового периода по налогу.
В свою очередь, согласно пункту 1 статьи 373 Кодекса налогоплательщиками налога признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 Кодекса (далее - налогоплательщики). При этом объектами налогообложения являются:
- недвижимое имущество, учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, в случае, если налоговая база в отношении такого имущества определяется в соответствии с пунктом 1 статьи 375 Кодекса (исходя из среднегодовой стоимости) (подпункт 1 пункта 1 статьи 374 Кодекса);
- недвижимое имущество, находящееся на территории Российской Федерации и принадлежащее организациям на праве собственности или праве хозяйственного ведения, а также полученное по концессионному соглашению, в случае, если налоговая база в отношении такого имущества определяется в соответствии с пунктом 2 статьи 375 Кодекса (исходя из кадастровой стоимости) (подпункт 2 пункта 1 статьи 374 Кодекса).
Согласно пунктам 1, 2 статьи 56 Кодекса льготами по налогам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков предусмотренные законодательством о налогах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог.
В связи с изложенным установление Льготы влечет освобождение соответствующих налогоплательщиков от уплаты налога в отношении объектов налогообложения, отвечающих условиям, указанным в пункте 1 статьи 374 и пункте 21.1 статьи 381 Кодекса, в том числе в отношении трансформаторных подстанций, являющихся объектами недвижимого имущества, учитываемыми на балансе организации в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.
Глава 30 Кодекса не содержит определения понятия "трансформаторная подстанция", в таком случае исходя из статьи 11 Кодекса необходимо применять соответствующее понятие в том значении, в каком оно используется в других отраслях законодательства Российской Федерации.
Согласно ГОСТ 24291-90 трансформаторная подстанция определяется как электрическая подстанция, предназначенная для преобразования электрической энергии одного напряжения в энергию другого напряжения с помощью трансформаторов.
При этом трансформаторная подстанция представляет собой электроустановку, предназначенную для приема, преобразования и распределения энергии и состоящую из трансформаторов (например, располагающихся в нежилых помещениях, иных объектах вспомогательного использования), распределительных устройств, устройств управления, технологических и вспомогательных сооружений (пункт 4.2.6 приложения к приказу Минэнерго России от 20.06.2003 N 242, пункт 4.1 ГОСТ 14695-80).
При решении вопроса об отнесении трансформаторных подстанций к объектам налогообложения налогом полагаем целесообразным учитывать следующее.
В силу пункта 1 статьи 130, пункта 1 статьи 141.3 Гражданского кодекса Российской Федерации, частей 6 и 7 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" трансформаторные подстанции, созданные в результате строительства в качестве зданий нежилого назначения или сооружений, которые связаны с землей так, что их перемещение без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, относятся к объектам недвижимости, в отношении которых осуществляется государственный кадастровый учет и права на которые подлежат государственной регистрации.
Трансформаторные подстанции, относящиеся к объектам движимого имущества, например, представляющие собой некапитальные строения, сооружения, не обладающие признаками недвижимости (пункт 2 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункты 10.1, 10.2 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации), не признаются объектами налогообложения налогом. Соответственно, применение Льготы в отношении таких объектов имущества не требуется.
Кроме того, в соответствии с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации (в том числе Определения от 10.10.2024 N 303-ЭС24-8693, от 13.11.2024 N 306-ЭС24-7822, от 26.11.2024 N 306-ЭС24-13246, от 15.01.2025 N 306-ЭС24-10450, от 17.01.2025 N 309-ЭС24-16395) имущество, правомерно учтенное на балансе налогоплательщика в качестве самостоятельного инвентарного объекта движимого имущества, в том числе оборудование в составе трансформаторных подстанций, не являющееся частями зданий и сооружений, либо выступающее частями зданий и сооружений, но не подлежащее учету в составе комплекса конструктивно-сочлененных предметов (требующее периодического обновления в силу существенно меньшего срока предполагаемой эксплуатации в сравнении со сроком полезного использования всего здания или сооружения и (или) не вносящее существенного вклада в стоимость соответствующего комплекса), не облагается налогом.
Настоящие разъяснения согласованы Управлением налогообложения имущества ФНС России с Управлением по крупнейшим налогоплательщикам ФНС России и Правовым управлением ФНС России.
Письмо носит информационно-справочный (рекомендательный) характер, не устанавливает общеобязательных правовых норм и не препятствует применению нормативных правовых актов и судебных постановлений в значении, отличающемся от вышеизложенных разъяснений.
Действительный
государственный советник
Российской Федерации
2 класса
С.Л.БОНДАРЧУК