Письмо Минфина России от 26 марта 2025 г. № 03-07-07/30329
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 26 марта 2025 г. № 03-07-07/30329
В связи с обращением, зарегистрированным в Минфине России 25 марта 2025 г., по вопросам применения налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в ситуации и при условиях, изложенных в обращении, Департамент налоговой политики сообщает, что в соответствии с Регламентом Министерства финансов Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 14 сентября 2018 г. N 194н, обращения по оценке конкретных хозяйственных ситуаций в Минфине России не рассматриваются и консультационные услуги не оказываются.
Одновременно сообщаем, что с 1 января 2025 года в соответствии с главой 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 12 июля 2024 г. N 176-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - Кодекс) организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения (далее - УСН), признаются налогоплательщиками НДС.
Пунктом 1 статьи 145 Кодекса предусмотрено, что с 1 января 2025 года организации и индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, освобождаются от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС (далее - освобождение от НДС), при соблюдении одного из следующих условий:
за календарный год, предшествующий календарному году, начиная с которого организация или индивидуальный предприниматель переходят на УСН, у указанных организации или индивидуального предпринимателя сумма доходов, определяемых в порядке, установленном главой 23, 25 или 26.1 Кодекса, не превысила в совокупности 60 миллионов рублей;
за предшествующий налоговый период по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, у указанных организации или индивидуального предпринимателя сумма доходов, определяемых в соответствии со статьей 346.15 и подпунктами 1 и 3 пункта 1 статьи 346.25 Кодекса, не превысила в совокупности 60 миллионов рублей.
В случае если в течение налогового периода по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, у организации или индивидуального предпринимателя, применяющих освобождение от НДС, сумма доходов, определяемых в установленном порядке, превысила в совокупности 60 миллионов рублей, то согласно пункту 5 статьи 145 Кодекса такие организация или индивидуальный предприниматель утрачивают освобождение от НДС начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором имело место такое превышение, и, соответственно, начинают исполнять обязанности налогоплательщика, связанные с исчислением и уплатой НДС.
В связи с этим операции по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, осуществляемые с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором имело место указанное превышение, будут облагаться НДС с применением налоговых ставок, указанных в статье 164 Кодекса, либо не облагаться НДС на основании пункта 2 статьи 146 и статьи 149 Кодекса.
Так, согласно подпункту 14 пункта 2 статьи 149 Кодекса не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) НДС реализация услуг в сфере образования, оказываемых организациями, осуществляющими образовательную деятельность, являющимися некоммерческими организациями, по реализации основных и (или) дополнительных образовательных программ, предусмотренных лицензией, за исключением консультационных услуг, а также услуг по сдаче в аренду помещений.
Таким образом, налогоплательщики НДС, в том числе применяющие с 1 января 2025 года УСН, вправе применять освобождение от НДС в отношении услуг в сфере образования при выполнении условий, установленных подпунктом 14 пункта 2 статьи 149 Кодекса.
Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента
Н. А. КУЗЬМИНА