Письмо Минфина РФ от 11 января 2009 года № 03-02-07/1-1
Вопрос: 1. Подлежат ли разъяснению Минфином России нормы налогового законодательства о случаях истребования налоговыми органами первичных документов при проведении камеральных налоговых проверок? 2. В каких случаях при камеральной налоговой проверке налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика подлинники первичных документов? 3. Где должно происходить ознакомление налогового органа с представленными налогоплательщиком подлинниками документов во время проведения камеральной налоговой проверки? 4. Какие документы вправе истребовать налоговый орган при проведении камеральной проверки налоговой декларации по НДС, если заявлено право на возмещение налога? 5. Каков порядок сообщения налоговым органом налогоплательщику о выявленных ошибках в налоговой декларации и (или) противоречиях между сведениями, представленными налогоплательщиком, и сведениями, содержащимися в документах, имеющихся у налогового органа?
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу истребования налоговыми органами документов при проведении камеральной налоговой проверки и сообщает следующее.
1. В соответствии с п. 1 ст. 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) Министерство финансов Российской Федерации дает письменные разъяснения налогоплательщикам по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
На основании п. 9.20 и 11.4 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 23 марта 2005 г. № 45н, обращения, относящиеся к правоприменительной практике, направляются в федеральные налоговые службы в соответствии со сферами их ведения. Министерством не рассматриваются по существу обращения по проведению экспертизы договоров, учредительных и иных документов организаций, по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
2. Статьей 88 Кодекса установлены случаи, когда налоговый орган при проведении камеральной налоговой проверки вправе истребовать у налогоплательщика документы.
Истребуемые налоговым органом документы налогоплательщик представляет на основании п. 2 ст. 93 Кодекса в виде заверенных им копий.
Налоговый орган вправе при проведении налоговой проверки ознакомиться с подлинниками документов в случае необходимости. Это прямо установлено п. 2 указанной статьи Кодекса. Такая необходимость может возникнуть, в частности, в случае обнаружения несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, а также в случае сверки копий документов с их подлинниками.
3. Поскольку камеральная налоговая проверка согласно п. 1 ст. 88 Кодекса проводится по месту нахождения налогового органа, ознакомление с представленными налогоплательщиком подлинниками документов происходит по месту нахождения налогового органа, проводящего эту проверку.
4. В связи с тем что перечень документов, которые налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика для подтверждения правомерности применения налоговых вычетов по НДС, предусмотренный ст. 172 Кодекса, не является закрытым, налоговый орган при проведении камеральной налоговой проверки налоговой декларации по НДС, если заявлено право на возмещение налога, вправе истребовать любые документы, подтверждающие правомерность применения налоговых вычетов.
5. Пунктом 3 ст. 88 Кодекса прямо предусмотрено сообщение налогоплательщику о выявленных ошибках в налоговых декларациях и (или) противоречиях между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо о выявленных несоответствиях сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, с требованием представить необходимые пояснения или внести соответствующие исправления.
Приказом ФНС России от 31 мая 2007 г. № ММ-3-06/338@ «Об утверждении форм документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах» утверждена форма уведомления о вызове налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), в котором подробно указывается цель вызова налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента).
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу истребования налоговыми органами документов при проведении камеральной налоговой проверки и сообщает следующее.
1. В соответствии с п. 1 ст. 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) Министерство финансов Российской Федерации дает письменные разъяснения налогоплательщикам по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
На основании п. 9.20 и 11.4 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 23 марта 2005 г. № 45н, обращения, относящиеся к правоприменительной практике, направляются в федеральные налоговые службы в соответствии со сферами их ведения. Министерством не рассматриваются по существу обращения по проведению экспертизы договоров, учредительных и иных документов организаций, по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
2. Статьей 88 Кодекса установлены случаи, когда налоговый орган при проведении камеральной налоговой проверки вправе истребовать у налогоплательщика документы.
Истребуемые налоговым органом документы налогоплательщик представляет на основании п. 2 ст. 93 Кодекса в виде заверенных им копий.
Налоговый орган вправе при проведении налоговой проверки ознакомиться с подлинниками документов в случае необходимости. Это прямо установлено п. 2 указанной статьи Кодекса. Такая необходимость может возникнуть, в частности, в случае обнаружения несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, а также в случае сверки копий документов с их подлинниками.
3. Поскольку камеральная налоговая проверка согласно п. 1 ст. 88 Кодекса проводится по месту нахождения налогового органа, ознакомление с представленными налогоплательщиком подлинниками документов происходит по месту нахождения налогового органа, проводящего эту проверку.
4. В связи с тем что перечень документов, которые налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика для подтверждения правомерности применения налоговых вычетов по НДС, предусмотренный ст. 172 Кодекса, не является закрытым, налоговый орган при проведении камеральной налоговой проверки налоговой декларации по НДС, если заявлено право на возмещение налога, вправе истребовать любые документы, подтверждающие правомерность применения налоговых вычетов.
5. Пунктом 3 ст. 88 Кодекса прямо предусмотрено сообщение налогоплательщику о выявленных ошибках в налоговых декларациях и (или) противоречиях между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо о выявленных несоответствиях сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, с требованием представить необходимые пояснения или внести соответствующие исправления.
Приказом ФНС России от 31 мая 2007 г. № ММ-3-06/338@ «Об утверждении форм документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах» утверждена форма уведомления о вызове налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), в котором подробно указывается цель вызова налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента).
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В. Разгулин
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В. Разгулин