Открыта редакционная подписка на  2025 год!
для юридических и физических лиц с любого месяца

Письмо Минэкономразвития РФ от 18.03.2009 № Д05-1330

Вопрос: О неправомерности включения заказчиком в конкурсную документацию требований к участнику размещения госзаказа, на основании которых принимается решение о допуске к торгам: о наличии опыта выполнения работ, оказания услуг, являющихся предметом конкурса, репутации, производственных мощностей и т.д.; о праве заказчика производить оценку заявок на участие в конкурсе по такому критерию, как качество и (или) квалификация.

Ответ:

Департамент государственного регулирования в экономике рассмотрел обращение по вопросу разъяснений, связанных с применением Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ ''О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд'' (далее - Закон), и сообщает свое мнение.

Пункт 2.1 ч. 2 ст. 22 Закона запрещает включать в конкурсную документацию (в том числе и в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требования к участнику размещения заказа (в том числе требования к квалификации участника размещения заказа, включая наличие у участника размещения заказа опыта работы), а также требования к его деловой репутации, требования о наличии у участника размещения заказа производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, выполнения работ, оказания услуг, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику размещения заказа предусмотрена настоящим Федеральным законом.

Таким образом, включение заказчиком в конкурсную документацию требований к участнику размещения заказа, на основании которых принимается решение о допуске к торгам: наличие опыта по выполнению работ, оказанию услуг, которые являются предметом конкурса, репутации, производственных мощностей и т.д. - будет являться нарушением Закона .

Согласно ст. 28 Закона конкурсная комиссия в целях выявления лучших условий исполнения государственного или муниципального контракта в соответствии с критериями и в порядке, которые установлены конкурсной документацией, осуществляет оценку и сопоставление заявок на участие в конкурсе.

Одним из критериев оценки заявок на участие в конкурсе на выполнение работ, оказание услуг (помимо цены) является качество работ, услуг и (или) квалификация участника конкурса. Данный критерий может быть применен заказчиком как совместный критерий (т.е. ''качество и квалификация''), а также раздельно: критерий ''качество'' либо критерий ''квалификация'' (или ''качество'', или ''квалификация'').

Значимость критерия ''качество работ, услуг и (или) квалификация'' определена ч. 6 ст. 28 Закона, которая при проведении конкурса на выполнение работ, оказание услуг не может составлять более 20%, а в случае проведения конкурса на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ, на выполнение аварийно-спасательных работ, реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, документов Архивного фонда Российской Федерации, особо ценных и редких документов, входящих в состав библиотечных фондов, на оказание медицинских услуг, услуг по обслуживанию официального сайта и обеспечению функционирования такого сайта, услуг специализированной организации для осуществления функций по размещению заказа - 45%.

Таким образом, при размещении заказа на выполнение работ, оказания услуг заказчик может производить оценку заявки по такому критерию как ''качество и квалификация'' или отдельно ''качество'' и отдельно ''квалификация''.

К критерию ''квалификация'' могут относиться такие показатели, как: опыт участника конкурса по выполнению работ, оказанию услуг, которые являются предметом конкурса, опыт персонала, репутация и т.п.

В соответствии с пп. ''г'' п. 1 ч. 3 ст. 25 Закона заявка на участие в конкурсе должна содержать в том числе документы, подтверждающие квалификацию участника размещения заказа, в случае проведения конкурса на выполнение работ, оказание услуг, если в конкурсной документации указан такой критерий оценки заявок на участие в конкурсе, как квалификация участника размещения заказа.

Согласно ч. 4 ст. 25 Закона требовать от участника размещения заказа иное, за исключением предусмотренных пп. ''а'' - ''в'' п. 1 , п. п. 2 и 3 ч. 3 ст. 25 Закона документов и сведений, не допускается.

Таким образом, заказчик вправе указать перечень сведений и документов, которыми участник размещения заказа может подтвердить ''квалификацию участника конкурса'' по предмету конкурса (далее - перечень). Такими документами могут быть копии дипломов, подтверждающих квалификацию персонала, отзывы на выполненные, оказанные аналогичные работы, услуги и т.п. Участник размещения заказа по своему усмотрению может также представить другие сведения и документы, не включенные в перечень. Представленные сведения и документы участником размещения заказа учитываются при оценке заявки на участие в конкурсе по критерию ''квалификация участника конкурса''.

При этом необходимо отметить, что непредставление участником размещения заказа документов, подтверждающих ''квалификацию участника конкурса'', не может быть основанием отказа в допуске конкурсной комиссии при рассмотрении заявок на участие в конкурсе такому участнику размещения заказа ( п. 1 ч. 1 ст. 12 Закона).

Заместитель директора

Департамента государственного

регулирования в экономике

А.Т.Катамадзе

Возврат к списку

Реклама