Открыта редакционная подписка на  2025 год!
для юридических и физических лиц с любого месяца

Письмо Минфина РФ от 18 августа 2009 г. № 03-01-10/2-96

Министерство финансов Российской Федерации
Письмо от 18 августа 2009 г. № 03-01-10/2-96

Вопрос: Просим дать разъяснение о порядке подтверждения денежного обязательства при безналичной оплате бюджетным учреждением товаров, приобретенных у нас по договорам розничной купли-продажи.
В соответствии со ст. 492 Гражданского кодекса Российской Федерации и разъяснений, данных в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 18 от 22.10.1997 г. "О некоторых вопросах, связанных с применением положений Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре поставки" при приобретении товаров для обеспечения деятельности учреждения, не для использования в предпринимательской деятельности, отношения покупателя и продавца, осуществляющего продажу товаров в розницу, регулируются нормами о розничной купле-продаже.
Оплата по договорам розничной купли-продажи в соответствии с разъяснением Министерства финансов Российской Федерации N 03-11-09/38 от 9 февраля 2009 г. может производиться наличными и безналичным расчетом.
Согласно подпункту 15 пункта 5 Порядка санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета, утвержденного Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.09.2008 г. N 87н, для оплаты приобретенных товаров бюджетное учреждение представляет в учреждение Федерального казначейства документы, подтверждающие возникновение денежного обязательства: при поставке товаров - накладную, акт приемки или иные документы, подтверждающие возникновение денежных обязательств и предусмотренные федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, правовыми актами Министерства финансов Российской Федерации.
Таким образом, данный подпункт сам по себе не препятствует приобретению товаров по договорам, отличным от договоров поставки с оформлением передачи товара иными, чем накладная и акт приема-передачи, документами. При этом представляемые документы должны быть предусмотрены федеральным законом, а предмет договора должен соответствовать целевому назначению финансирования учреждения.
Заключение договора розничной купли-продажи и оформление товарного чека предусмотрено ст.ст. 492-493 Гражданского кодекса Российской Федерации. Форма товарного чека не содержится в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации. В связи с этим предприятие розничной торговли вправе самостоятельно утвердить форму товарного чека, соблюдая при этом положения Федерального закона от 21.11.1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете".
В связи с изложенным форма товарного чека имеет существенное значение при подтверждении возникновения денежного обязательства и проведении оплаты за полученный у нас бюджетным учреждением товар.
Просим разъяснить, соответствуют ли образцы товарного чека и счета установленным требованиям для проведения через учреждение Федерального казначейства платежа за приобретенный бюджетным учреждением в нашей розничной сети товар.
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики, рассмотрев обращение ООО N Х-09-2425 от 03 июня 2009 г., сообщает следующее.
В соответствии с положениями пункта 7 и подпункта 15 пункта 5 Порядка санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.09.2008 N 87н, для подтверждения возникновения денежного обязательства при поставке товаров получатель средств федерального бюджета представляет в орган Федерального казначейства вместе с Заявкой на кассовый расход соответствующий государственный контракт (договор) на поставку товаров и (или) документ - основание (накладная или акт приемки-передачи).
При этом предусмотрена возможность представления иных документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации и правовыми актами Министерства финансов Российской Федерации.
Согласно положениям статьи 493 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом или договором, договор розничной купли-продажи считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека или иного документа, подтверждающего оплату товара.
Таким образом, при санкционировании оплаты товаров, приобретенных в розницу, получатель средств федерального бюджета вправе представить в орган Федерального казначейства вместе с заявкой на кассовый расход товарный чек, выданный организацией - продавцом, в качестве документа - основания, учитывая, что товарный чек содержит реквизиты, подтверждающие, что получателем средств федерального бюджета товар уже получен.
Оценка прилагаемых образцов товарного чека и счета не относится к полномочиям Минфина России. Вместе с тем считаем возможным сообщить, что в указанных документах должны содержаться реквизиты, необходимые для проверки соответствующих показателей Заявки на кассовый расход.
Заместитель директора Департамента
С.В. Разгулин

Возврат к списку

Реклама