Открыта редакционная подписка на  2025 год!
для юридических и физических лиц с любого месяца

Письмо от 1 сентября 2009 г. № 03-03-06/4/72

Министерство финансов Российской Федерации
Письмо от 1 сентября 2009 г. № 03-03-06/4/72

Вопрос: Администрация сельского поселения – муниципальное бюджетное учреждение, финансируется за счет средств собственного бюджета. Одним из источников доходов является доход от сдачи в аренду недвижимого имущества, а именно: - по договору аренды недвижимого имущества администрация сдает в аренду часть здания; платежи за аренду помещения поступают один раз в квартал или один раз в полгода на расчетный счет администрации и зачисляются в доход бюджета. Данный вид дохода утверждается Советом депутатов местного созыва Администрации сельского поселения на основной финансовый год.
Также два раза в год на расчетный счет поступает спонсорская помощь от организаций на проведение праздников: 9 мая (в мае) и День пожилого человека (в октябре). Полученные денежные средства расходуются на приобретение продуктов питания для проведения чаепития в здании Дома Культуры, приобретение венков для возложения на братскую могилу и т.д. Для проведения этих праздников Совет Ветеранов Шуйского сельского поселения предоставляет в администрацию смету расходов.
Должна ли Администрация сельского поселения суммы от полученных доходов (изложенных выше) отражать в Налоговой декларации по налогу на прибыль организаций и в Налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость и, если должна, то в каких разделах?
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел ваше письмо по отдельным вопросам налогообложения доходов администрации сельского поселения - муниципального бюджетного учреждения и сообщает следующее.
1. Порядок исчисления и уплаты налога на прибыль организаций бюджетными учреждениями, которым принадлежит на праве оперативного управления имущество, находящееся в государственной собственности, изложен в письме Минфина России от 19.11.2008 N 03-03-05/151 (копия прилагается). Указанные разъяснения Минфина России рекомендуется применять бюджетным учреждениям, получающим доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в муниципальной собственности.
2. В действующем законодательстве Российской Федерации понятие "спонсорство" не предусмотрено.
Вместе с тем, понятие "спонсор" и "спонсорская реклама" предусмотрены в Федеральном законе от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон N 38-ФЗ).
Согласно подпунктам 9 и 10 статьи 3 Закона N 38-ФЗ спонсором признается лицо, предоставившее средства либо обеспечившее предоставление средств для организации и (или) проведения спортивного, культурного или любого иного мероприятия, создания и (или) трансляции теле- или радиопередачи либо создания и (или) использования иного результата творческой деятельности. Спонсорская реклама представляет собой рекламу, распространяемую на условии обязательного упоминания в ней об определенном лице как о спонсоре.
В соответствии со статьей 3 Закона N 38-ФЗ под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Следовательно, спонсорский взнос имеет целевой характер и предполагает встречные обязательства сторон по предоставлению услуг рекламного характера.
Таким образом, спонсорский вклад может признаваться платой за рекламу и, соответственно, рассматриваться в целях налогообложения прибыли как доход от оказания услуг за плату.
Если же в письме затрагиваются вопросы налогообложения пожертвований некоммерческим организациям, то в этом случае необходимо учитывать следующее.
Согласно статье 582 Гражданского кодекса Российской Федерации пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях. Пожертвования могут делаться гражданам, лечебным, воспитательным учреждениям, учреждениям социальной защиты и другим аналогичным учреждениям, благотворительным, научным и образовательным учреждениям, фондам, музеям и другим учреждениям культуры, общественным и религиозным организациям, иным некоммерческим организациям в соответствии с законом, а также государству и другим субъектам гражданского права, указанным в статье 124 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Определение налоговой базы по налогу на прибыль организаций производится налогоплательщиками в порядке, установленном главой 25 "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Целевые поступления, не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль некоммерческими организациями, определены в пункте 2 статьи 251 Кодекса, их перечень является исчерпывающим.
В частности, к таким целевым поступлениям отнесены пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
3. Порядок заполнения Налоговой деклараций по налогу на прибыль организаций установлен приказом Министерства финансов Российской Федерации от 5 мая 2008 г. N 54н "Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на прибыль организаций и Порядка ее заполнения".
Приложение: на 2 л.
Заместитель директора Департамента
С.В. Разгулин

Приложение
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Письмо от 19 ноября 2008 г. N 03-03-05/151


Министерством финансов Российской Федерации в связи с поступающими обращениями по вопросу определения налоговой базы по налогу на прибыль организаций бюджетными учреждениями с доходов от сдачи в аренду имущества, находящегося в федеральной собственности и переданного им в оперативное управление, сообщается следующее.
В соответствии с главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) бюджетные учреждения, получающие доходы от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, являются налогоплательщиками налога на прибыль организаций и определяют налоговую базу по этому налогу в порядке, установленном указанной главой.
Налогоплательщики - бюджетные учреждения, финансируемые за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также получающие доходы от иных источников, в целях налогообложения обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования и за счет иных источников (п. 1 ст. 321.1 НК РФ).
Участие бюджетных учреждений в договорных отношениях, возникающих при передаче в пользование арендаторам имущества, находящегося в федеральной собственности и переданного бюджетным учреждениям в оперативное управление, в соответствии со статьей 321.1 НК РФ относится к коммерческой (приносящей доход) деятельности этих бюджетных учреждений.
Согласно пункту 1 статьи 321.1 НК РФ налоговая база по налогу на прибыль организаций бюджетных учреждений определяется как разница между полученной суммой дохода от реализации товаров, выполненных работ, оказанных услуг, суммой внереализационных доходов (без учета НДС, акцизов по подакцизным товарам) и суммой фактически осуществленных расходов, связанных с ведением коммерческой деятельности.
В налоговом учете учет операций по исчислению доходов от коммерческой деятельности и расходов, связанных с ведением этой деятельности, ведется в порядке, установленном главой 25 НК РФ. Доходы определяются в соответствии со статьями 248 - 250 НК РФ на основании данных первичных учетных документов и налогового учета.
В соответствии с пунктом 4 статьи 250 НК РФ средства, полученные от сдачи в аренду имущества, относятся к внереализационным доходам налогоплательщиков и согласно статье 321.1 НК РФ подлежат учету бюджетными учреждениями при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
Расходы, принимаемые в целях налогообложения прибыли, должны соответствовать критериям, предусмотренным статьей 252 НК РФ. В целях налогообложения прибыли доходы от сдачи федерального имущества в аренду уменьшаются на расходы, непосредственно связанные с эксплуатацией и содержанием переданного в аренду федерального имущества, а также на суммы налога на имущество организаций и земельного налога в части, приходящейся на сдаваемое в аренду имущество.
Пунктом 4 статьи 321.1 НК РФ предусмотрено, что при определении налоговой базы к расходам, связанным с осуществлением коммерческой деятельности, помимо указанных выше расходов, произведенных в целях осуществления предпринимательской деятельности, относятся:
- суммы амортизации, начисленные по имуществу, приобретенному за счет полученных от этой деятельности средств и используемому для осуществления этой деятельности;
- расходы на ремонт основных средств, эксплуатация которых связана с ведением некоммерческой и (или) коммерческой деятельности и которые приобретены (созданы) за счет бюджетных средств, если финансовое обеспечение данных расходов не предусмотрено бюджетными ассигнованиями, выделенными бюджетному учреждению.
В установленных случаях принятие расходов бюджетных учреждений на уменьшение доходов, полученных от предпринимательской деятельности, производится на основании предусмотренного пунктом 3 статьи 321.1 НК РФ принципа их пропорционального распределения. Пропорция строится исходя из соотношения объема средств, полученных от предпринимательской деятельности, в общей сумме доходов бюджетного учреждения (включая средства целевого финансирования).
Данный принцип распределения расходов установлен также статьей 272 НК РФ, пунктом 1 которой предусмотрено, что расходы налогоплательщика, которые не могут быть непосредственно отнесены на затраты по конкретному виду деятельности, распределяются пропорционально доле соответствующего дохода в суммарном объеме всех доходов налогоплательщика.
Основываясь на вышеизложенном, все фактически понесенные и документально подтвержденные расходы бюджетного учреждения, связанные с получением дохода от сдачи имущества в аренду (т.е. с ведением предпринимательской деятельности), принимаются в целях налогообложения исходя из принципа их распределения, установленного пунктом 3 статьи 321.1 НК РФ.
Вышеизложенное применимо также в отношении амортизационных отчислений при определении их доли, соотносимой с амортизационными отчислениями, приходящимися на сдаваемые в аренду помещения, а также в отношении расходов на уплату налога на имущество организаций и земельного налога, соответственно, при определении доли, приходящейся на сдаваемые в аренду помещения.

Заместитель министра финансов
Российской Федерации
С.ШАТАЛОВ

Возврат к списку

Реклама