Письмо Минфина РФ от 16 октября 2009 г. № 03-03-06/1/668
Вопрос: По вине работника произошло ДТП с участием автомобиля, принадлежащего организации-работодателю. По решению суда организация как собственник автомобиля возместила потерпевшему материальный ущерб, связанный с повреждением здоровья и утратой части заработка. Далее в порядке регресса решением суда сумма возмещения была взыскана с работника в пользу работодателя. Вправе ли организация отнести сумму возмещения ущерба потерпевшему к внереализационным расходам, а сумму возмещения ущерба, взысканную с работника, - к внереализационным доходам в целях исчисления налога на прибыль?
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо и по вопросам, относящимся к своей компетенции, сообщает следующее.
Как следует из запроса, сотрудник организации в результате дорожно-транспортного происшествия причинил вред здоровью потерпевшего. Работодатель ввиду того, что работник управлял транспортным средством, находящимся в собственности работодателя, на основании решения суда возместил ущерб пострадавшему. Затем в порядке регресса ранее уплаченные суммы возмещения вреда были взысканы судом с работника в пользу работодателя.
Подпункт 13 п. 1 ст. 265 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) предусматривает отнесение к внереализационным расходам расходы в виде признанных должником или подлежащих уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу, штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных или долговых обязательств, а также расходы на возмещение причиненного ущерба.
Согласно п. 1 ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
При этом в соответствии с п. 1 ст. 1079 ГК РФ юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.
Обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т.п.).
Согласно п. 1 ст. 1081 ГК РФ лицо, возместившее вред, причиненный другим лицом (работником при исполнении им служебных, должностных или иных трудовых обязанностей, лицом, управляющим транспортным средством, и т.п.), имеет право обратного требования (регресса) к этому лицу в размере выплаченного возмещения, если иной размер не установлен законом.
Учитывая то, что ГК РФ признает собственника транспортного средства обязанным лицом по возмещению вреда, причиненного данным транспортным средством, по нашему мнению, расходы по возмещению вреда здоровью, уплаченные на основании решения суда, вступившего в законную силу, следует учесть в составе внереализационных расходов.
При получении от работника, причинившего вред потерпевшему лицу, задолженности по ранее уплаченному налогоплательщиком возмещению ущерба следует учитывать, что в ст. 251 НК РФ приведен исчерпывающий перечень доходов, не учитываемых при налогообложении прибыли. Ввиду того, что указанные доходы не поименованы в ст. 251 НК РФ, налогоплательщик обязан отразить их в составе внереализационных доходов.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.Разгулин