Письмо ФТС РФ от 24 декабря 2009 г. № 01-11/62023 «Об определении предмета административного правонарушения при вывозе из Российской Федерации физическими лицами валюты»
В связи с обращениями таможенных органов по вопросу определения предмета административного правонарушения (далее - АП), ответственность за которое установлена частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП России), заключающегося в единовременном вывозе из Российской Федерации физическими лицами наличной иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации в сумме, превышающей установленную Федеральным законом от 10.12.2003 № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон) норму, с учетом позиции Конституционного суда Российской Федерации, изложенной в его Постановлении от 27.05.2008 № 8-П, разъясняем следующее.
Согласно диспозиции части 1 стати 15.25 КоАП России незаконными валютными операциями являются, в том числе, валютные операции, запрещенные абзацем 4 части 3 статьи 15 Закона, - единовременный вывоз из Российской Федерации физическими лицами наличной иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации в сумме (далее - валюта), превышающей в эквиваленте 10 000 долл. США, за исключением случаев вывоза ранее ввезенной или переведенной в Российскую Федерацию валюты в пределах сумм, указанных в таможенной декларации или ином документе, подтверждающем ее перевод в Российскую Федерацию.
Исходя из положения абзаца 6 статьи 3 Закона и на основании пункта 6 статьи 4 Закона, противоправным деянием признается вывоз с территории Российской Федерации только той части валюты, которая превышает сумму, разрешенную к вывозу. Следовательно, в данном случае при определении предмета АП необходимо исходить из всей суммы вывозимой наличной валюты, за исключением той ее части, которая Законом разрешена к вывозу при условии ее письменного декларирования.
При выявлении указанных правонарушений и определении предмета АП в качестве меры обеспечения производства по делу об АП в соответствии со статьей 27.10 КоАП России должно осуществляться изъятие предмета АП лишь в части, превышающей законодательно разрешенную к вывозу сумму. Указанная сумма должна рассматриваться не в качестве вещественного доказательства по делу об АП (Приказ ФТС России от 18.12.2006 № 1339 "О порядке хранения изъятых вещей и документов, имеющих значение доказательств по делам об административных правонарушениях"), а как сумма обеспечения уплаты штрафа при наложении органом валютного контроля административного наказания.
Методические рекомендации по квалификации административных правонарушений, предусмотренных статьей 15.25 КоАП России (письмо ФТС России от 10.01.2008 № 01-11/217), подлежат применению в части, не противоречащей настоящему письму.
Прошу довести настоящее письмо до сведения подчиненных должностных и иных заинтересованных лиц.
Руководитель
действительный государственный
советник таможенной службы
Российской Федерации
А.Ю.Бельянинов