Письмо Минфина РФ от 23 декабря 2009 г. № 03-02-07/1-565
Вопрос: ФГУП осуществляет ликвидацию более 60 ФГУП на основании распоряжений территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом. В ходе ликвидационных мероприятий проводятся сверки расчетов с налоговыми органами по проверке полноты и правильности начисления и уплаты налоговых платежей в бюджеты различных уровней и внебюджетные фонды. Сверки расчетов выявляют переплаты и недоимки по отдельным видам налогов в бюджеты различных уровней, в том числе по налогам, отмененным в настоящее время.
Задолженность по налоговым платежам ликвидируемых ФГУП перед бюджетом и внебюджетными фондами подлежит безусловному погашению, однако в ходе проверки предприятий, по которым принимается решение о ликвидации, выявляется, что: предприятия не обладают имуществом стоимостью более 100 000 руб.; не ведут хозяйственную деятельность более одного года; не имеют на балансе недвижимое имущество; не имеют денежные средства на расчетном счете, достаточные для проведения ликвидационных мероприятий; на некоторых предприятиях отсутствует руководитель. В связи с отсутствием источника погашения задолженности по налоговым платежам процедуры ликвидации ФГУП завершены быть не могут.
Возможно ли проведение зачета переплат по отдельным видам налогов в бюджеты различных уровней в счет недоимок по соответствующим налогам, в том числе по отмененным в настоящее время?
Ответ: В Департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрено обращение о порядке зачета сумм излишне уплаченных налогов, а также об источниках погашения задолженности перед бюджетом и внебюджетными фондами и сообщается следующее.
Согласно п. 4 ст. 49 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) суммы излишне уплаченных ликвидируемой организацией или излишне взысканных с этой организации налогов, сборов (пеней, штрафов) подлежат зачету налоговым органом в счет погашения недоимки по иным налогам, сборам и задолженности ликвидируемой организации по пеням, штрафам в порядке, установленном Кодексом.
На основании п. 1 ст. 78 Кодекса сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном ст. 78 Кодекса.
Зачет сумм излишне уплаченных федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов производится по соответствующим видам налогов и сборов, а также по пеням, начисленным по соответствующим налогам и сборам.
Заявление о зачете или возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы (п. 7 ст. 78 Кодекса).
Пунктом 6 ст. 35 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" установлено, что порядок ликвидации унитарного предприятия определяется Гражданским кодексом Российской Федерации, указанным Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами.
В случае если при проведении ликвидации государственного или муниципального предприятия установлена его неспособность удовлетворить требования кредиторов в полном объеме, руководитель такого предприятия или ликвидационная комиссия должны обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании государственного или муниципального предприятия банкротом (п. 5 ст. 35 Федерального закона № 161-ФЗ).
На основании п. 3 ст. 7 названного Федерального закона Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования несут субсидиарную ответственность по обязательствам своих казенных предприятий при недостаточности их имущества.
Задолженность по налоговым платежам ликвидируемых ФГУП перед бюджетом и внебюджетными фондами подлежит безусловному погашению, однако в ходе проверки предприятий, по которым принимается решение о ликвидации, выявляется, что: предприятия не обладают имуществом стоимостью более 100 000 руб.; не ведут хозяйственную деятельность более одного года; не имеют на балансе недвижимое имущество; не имеют денежные средства на расчетном счете, достаточные для проведения ликвидационных мероприятий; на некоторых предприятиях отсутствует руководитель. В связи с отсутствием источника погашения задолженности по налоговым платежам процедуры ликвидации ФГУП завершены быть не могут.
Возможно ли проведение зачета переплат по отдельным видам налогов в бюджеты различных уровней в счет недоимок по соответствующим налогам, в том числе по отмененным в настоящее время?
Ответ: В Департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрено обращение о порядке зачета сумм излишне уплаченных налогов, а также об источниках погашения задолженности перед бюджетом и внебюджетными фондами и сообщается следующее.
Согласно п. 4 ст. 49 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) суммы излишне уплаченных ликвидируемой организацией или излишне взысканных с этой организации налогов, сборов (пеней, штрафов) подлежат зачету налоговым органом в счет погашения недоимки по иным налогам, сборам и задолженности ликвидируемой организации по пеням, штрафам в порядке, установленном Кодексом.
На основании п. 1 ст. 78 Кодекса сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном ст. 78 Кодекса.
Зачет сумм излишне уплаченных федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов производится по соответствующим видам налогов и сборов, а также по пеням, начисленным по соответствующим налогам и сборам.
Заявление о зачете или возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы (п. 7 ст. 78 Кодекса).
Пунктом 6 ст. 35 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" установлено, что порядок ликвидации унитарного предприятия определяется Гражданским кодексом Российской Федерации, указанным Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами.
В случае если при проведении ликвидации государственного или муниципального предприятия установлена его неспособность удовлетворить требования кредиторов в полном объеме, руководитель такого предприятия или ликвидационная комиссия должны обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании государственного или муниципального предприятия банкротом (п. 5 ст. 35 Федерального закона № 161-ФЗ).
На основании п. 3 ст. 7 названного Федерального закона Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования несут субсидиарную ответственность по обязательствам своих казенных предприятий при недостаточности их имущества.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.Разгулин
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.Разгулин