Письмо Минфина РФ от 23 декабря 2009 г. № 03-02-07/1-565

Вопрос: ФГУП осуществляет ликвидацию более 60 ФГУП на основании распоряжений территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом. В ходе ликвидационных мероприятий проводятся сверки расчетов с налоговыми органами по проверке полноты и правильности начисления и уплаты налоговых платежей в бюджеты различных уровней и внебюджетные фонды. Сверки расчетов выявляют переплаты и недоимки по отдельным видам налогов в бюджеты различных уровней, в том числе по налогам, отмененным в настоящее время.
   Задолженность по налоговым платежам ликвидируемых ФГУП перед бюджетом и внебюджетными фондами подлежит безусловному погашению, однако в ходе проверки предприятий, по которым принимается решение о ликвидации, выявляется, что: предприятия не обладают имуществом стоимостью более 100 000 руб.; не ведут хозяйственную деятельность более одного года; не имеют на балансе недвижимое имущество; не имеют денежные средства на расчетном счете, достаточные для проведения ликвидационных мероприятий; на некоторых предприятиях отсутствует руководитель. В связи с отсутствием источника погашения задолженности по налоговым платежам процедуры ликвидации ФГУП завершены быть не могут.
   Возможно ли проведение зачета переплат по отдельным видам налогов в бюджеты различных уровней в счет недоимок по соответствующим налогам, в том числе по отмененным в настоящее время?
Ответ: В Департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрено обращение о порядке зачета сумм излишне уплаченных налогов, а также об источниках погашения задолженности перед бюджетом и внебюджетными фондами и сообщается следующее.
   Согласно п. 4 ст. 49 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) суммы излишне уплаченных ликвидируемой организацией или излишне взысканных с этой организации налогов, сборов (пеней, штрафов) подлежат зачету налоговым органом в счет погашения недоимки по иным налогам, сборам и задолженности ликвидируемой организации по пеням, штрафам в порядке, установленном Кодексом.
   На основании п. 1 ст. 78 Кодекса сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном ст. 78 Кодекса.
   Зачет сумм излишне уплаченных федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов производится по соответствующим видам налогов и сборов, а также по пеням, начисленным по соответствующим налогам и сборам.
   Заявление о зачете или возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы (п. 7 ст. 78 Кодекса).
   Пунктом 6 ст. 35 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" установлено, что порядок ликвидации унитарного предприятия определяется Гражданским кодексом Российской Федерации, указанным Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами.
   В случае если при проведении ликвидации государственного или муниципального предприятия установлена его неспособность удовлетворить требования кредиторов в полном объеме, руководитель такого предприятия или ликвидационная комиссия должны обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании государственного или муниципального предприятия банкротом (п. 5 ст. 35 Федерального закона № 161-ФЗ).
   На основании п. 3 ст. 7 названного Федерального закона Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования несут субсидиарную ответственность по обязательствам своих казенных предприятий при недостаточности их имущества.

Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.Разгулин

Возврат к списку

Реклама