Письмо Минфина РФ от 28 декабря 2009 г. № 03-02-07/1-576
Вопрос: Налоговые органы выставили по налоговым платежам в адрес клиентов банка расчетные документы, которые не были оплачены из-за отсутствия средств на счетах клиентов и были помещены в картотеку. В связи с переходом банка на обслуживание из одного учреждения Московского ГТУ Банка России в другое у банка изменились реквизиты (БИК и корреспондентский счет). Вышеназванные расчетные документы, выставленные со старыми реквизитами, находятся в картотеках к внебалансовым счетам 90901 "Расчетные документы, ожидающие акцепта для оплаты" и 90902 "Расчетные документы, не оплаченные в срок". Согласно рекомендациям Московского ГТУ Банка России (от 07.10.2009 N 10-0-32/80194) неоплаченные расчетные документы, находящиеся в картотеках, могут быть отозваны взыскателями и выставлены заново с новыми реквизитами банка. Не отозванные расчетные документы возвращаются взыскателям с указанием причин возврата. Вправе ли банк возвратить не отозванные расчетные документы по налоговым платежам?
Ответ: В Департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрено письмо по вопросу о возврате банками неоплаченных расчетных документов, выставленных налоговыми органами в адрес клиентов банков, и сообщается следующее.
В силу п. п. 4, 6, 9 и 10 ст. 46 и п. п. 1, 2 и 5 ст. 60 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) банки обязаны исполнять в порядке и сроки, которые установлены Кодексом, поручения налоговых органов на перечисление сумм налогов, сборов, соответствующих пеней и штрафов в бюджетную систему Российской Федерации в очередности, установленной гражданским законодательством Российской Федерации.
При наличии денежных средств на счете налогоплательщика банки не вправе задерживать исполнение поручения налогового органа (п. 3 ст. 60 Кодекса).
Законодательством о налогах и сборах не предусмотрен возврат банками неисполненных поручений налоговых органов на перечисление сумм налогов, сборов, соответствующих пеней и штрафов в бюджетную систему Российской Федерации в случае изменения банковского идентификационного кода и корреспондентского счета банка.
Изменения указанных реквизитов не влекут прекращение деятельности банка и его ликвидацию.
Пунктом 1 ст. 135 Кодекса установлена ответственность банка за неправомерное неисполнение банком в установленный Кодексом срок поручения налогового органа о перечислении налога, авансового платежа, сбора, пеней и штрафов.
Учитывая изложенное, считаем, что в настоящее время отсутствуют правовые основания возврата банком неисполненных поручений налоговых органов на перечисление сумм налогов, сборов, соответствующих пеней и штрафов в бюджетную систему Российской Федерации в случае изменения банковского идентификационного кода и корреспондентского счета банка.
Ответ: В Департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрено письмо по вопросу о возврате банками неоплаченных расчетных документов, выставленных налоговыми органами в адрес клиентов банков, и сообщается следующее.
В силу п. п. 4, 6, 9 и 10 ст. 46 и п. п. 1, 2 и 5 ст. 60 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) банки обязаны исполнять в порядке и сроки, которые установлены Кодексом, поручения налоговых органов на перечисление сумм налогов, сборов, соответствующих пеней и штрафов в бюджетную систему Российской Федерации в очередности, установленной гражданским законодательством Российской Федерации.
При наличии денежных средств на счете налогоплательщика банки не вправе задерживать исполнение поручения налогового органа (п. 3 ст. 60 Кодекса).
Законодательством о налогах и сборах не предусмотрен возврат банками неисполненных поручений налоговых органов на перечисление сумм налогов, сборов, соответствующих пеней и штрафов в бюджетную систему Российской Федерации в случае изменения банковского идентификационного кода и корреспондентского счета банка.
Изменения указанных реквизитов не влекут прекращение деятельности банка и его ликвидацию.
Пунктом 1 ст. 135 Кодекса установлена ответственность банка за неправомерное неисполнение банком в установленный Кодексом срок поручения налогового органа о перечислении налога, авансового платежа, сбора, пеней и штрафов.
Учитывая изложенное, считаем, что в настоящее время отсутствуют правовые основания возврата банком неисполненных поручений налоговых органов на перечисление сумм налогов, сборов, соответствующих пеней и штрафов в бюджетную систему Российской Федерации в случае изменения банковского идентификационного кода и корреспондентского счета банка.
Заместитель директора
Депаратмента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В. Разгулин
Депаратмента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В. Разгулин