Письмо Минфина РФ от 25 декабря 2009 г. № 03-02-07/1-571
Вопрос: Из ОАО в качестве самостоятельных юридических лиц в 2003 г . были выделены два филиала. Налоговый орган посчитал обязанность вновь созданных юридических лиц самостоятельно исполнять налоговые обязательства противоречащей налоговому законодательству и отменил решение ОАО о передаче налоговых обязательств.
Таким образом, в2003 г ., несмотря на оспаривание ОАО факта наличия задолженности, налоговым органом было подтверждено наличие неурегулированной задолженности у ОАО по страховым взносам на ОПС, а также по начисленным пеням и штрафам в отношении задолженности сроком образования до 2003 г .
Меры принудительного взыскания задолженности, предусмотренные ст. ст. 46 и 47 НК РФ, с2003 г . налоговыми органами не применялись. Правомерно ли считать неурегулированную задолженность ОАО по страховым взносам на ОПС, пеням и штрафам, образовавшуюся до 2003 г ., задолженностью, к которой меры принудительного взыскания не могут быть применены?
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо о признании задолженности безнадежной к взысканию и сообщает.
Согласно п. 1 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
В соответствии с п. п. 1, 3 ст. 46 Кодекса в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках. Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 08.02.2007 N 381-О-П установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика) и направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.
Таким образом, при пропуске установленных сроков взыскания недоимки налоговый орган не вправе предпринимать меры по ее взысканию. Кроме того, с учетом судебной практики в случае пропуска налоговым органом срока, установленного п. 3 ст. 46 Кодекса на принудительное взыскание, налоговый орган не вправе принимать решение о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет погашения такой задолженности.
Таким образом, в
Меры принудительного взыскания задолженности, предусмотренные ст. ст. 46 и 47 НК РФ, с
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо о признании задолженности безнадежной к взысканию и сообщает.
Согласно п. 1 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
В соответствии с п. п. 1, 3 ст. 46 Кодекса в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках. Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 08.02.2007 N 381-О-П установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика) и направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.
Таким образом, при пропуске установленных сроков взыскания недоимки налоговый орган не вправе предпринимать меры по ее взысканию. Кроме того, с учетом судебной практики в случае пропуска налоговым органом срока, установленного п. 3 ст. 46 Кодекса на принудительное взыскание, налоговый орган не вправе принимать решение о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет погашения такой задолженности.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.Разгулин
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.Разгулин