Переходные таблицы по КБК
В целях обеспечения исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по доходам и источникам финансирования дефицитов бюджетов Минфин России доводит переходные таблицы по кодам классификации доходов бюджетов и источников финансирования дефицитов бюджетов, подготовленные в соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, утвержденными приказом Минфина России от 21 декабря 2012 г. № 171н.
Указанные таблицы размещены на сайте Министерства финансов Российской Федерации в разделе «Бюджетная классификация, бюджетный учет и исполнение бюджетов по доходам и источникам финансирования дефицитов бюджетов», подразделе «Бюджетная классификация Российской Федерации» (письмо Минфина России от 6 февраля 2013 г. № 02-04-10/2578).
Разошлись в оценке дефицита бюджета
Дефицит федерального бюджета в 2012 году составил 37,1 миллиарда рублей. По оценке ведомства, доходы бюджета за прошлый год составили 12,85 триллиона рублей, а расходы — 12,89 триллиона.
По итогам 2011 года дефицит федерального бюджета равнялся 442 миллиардам.
Ранее Минфин России оценивал дефицит федерального бюджета в 12,8 миллиарда рублей, что составляет 0,02 процента ВВП. По данным Минфина, в прошлом году федеральная казна потратила 12,871 триллиона рублей, а заработала— 12,858 триллиона.
По данным Росстата, консолидированный бюджет России (сумма федерального, регионального и муниципального бюджетов) закончил прошлый год с профицитом в 262,9 миллиарда рублей. В 2011 году показатель составил 860,7 миллиарда. Доходы консолидированного бюджета в 2012 году составили около 23 триллионов, а расходы — 22,82 триллиона рублей.
Основная доля доходов в консолидированный бюджет в прошлом году пришлась на внешнеэкономическую деятельность российских компаний (почти пять триллионов рублей, 21,5 процента от всех доходов). На втором месте оказались страховые взносы (3,9 триллиона, 16,7 процента), на третьем — налоги на природные ресурсы (2,5 триллиона, 10,8 процента). Налог на добавленную стоимость принес в прошлом году в консолидированный бюджет около 2,3 триллиона рублей (9,8 процента).
В Росстате отмечают, что в прошлом году на национальную оборону было потрачено 1,8 триллиона рублей, на правоохранительную деятельность — 1,9 триллиона рублей. Социальные расходы консолидированного бюджета составили 12,8 триллиона, а затраты на развитие национальной экономики — 3,2 триллиона. 1,4 триллиона рублей было потрачено на общегосударственные вопросы (в том числе на содержание государственного аппарата), а еще один триллион — на ЖКХ.
Ранее сообщалось, что 2013 год федеральный бюджет России начал с дефицита. За январь в казну поступило 1,091 триллиона рублей доходов, а потрачено было 1,173 триллиона рублей. Дефицит составил 81,25 миллиарда рублей, или 1,8 процента ВВП.
Подтверждение перевозки грузов
По вопросу подтверждения расходов на перевозку грузов Минфин России в письме от 28 января 2013 г. № 03-03-06/1/36 сообщает следующее.
В соответствии с Законом от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон № 402-ФЗ), вступившим в силу 1 января 2013 года, каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (п. 2 ст. 785 ГКРФ).
На основании пункта 6 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2011 г. № 272, в соответствии с Федеральным законом от 8 ноября 2007 г. № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» оформление транспортной накладной, составленной грузоотправителем (если иное не предусмотрено договором перевозки груза) по форме согласно приложению 4, необходимо для подтверждения заключения договора перевозки груза.
Уточненная декларация
Минфин России в письме от 4 февраля 2013 г. № 03-02-07/1/2279 рассмотрел вопрос о применении пункта 4 статьи 81 Налогового кодекса и разъяснил, является ли налоговым правонарушением в виде занижения налоговой базы представление уточненной налоговой декларации с суммой налога к доплате. В частности, в указанном пункте Налогового кодекса указаны обстоятельства, при наличии которых налогоплательщик освобождается от ответственности в случае представления уточненной налоговой декларации в налоговый орган после истечения срока подачи налоговой декларации и срока уплаты налога. Сам факт представления уточненной налоговой декларации с суммой налога, подлежащей доплате, не свидетельствует о занижении налоговой базы.
Если до представления уточненной налоговой декларации налогоплательщик не уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени, то это не является основанием для привлечения указанного налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения без установления соответствующего состава налогового правонарушения, в том числе с учетом имеющихся у налоговых органов сведений о наличии сумм излишне уплаченных этим налогоплательщиком налогов, подлежащих зачету (возврату).
Согласно статье 106 Налогового кодекса налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое установлена ответственность. Основанием для привлечения лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах является установление факта совершения данного нарушения решением налогового органа, вступившим в силу (п. 1 и 3 ст. 108 НК РФ). Причем лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана. Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица. Само лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения.
Излишне уплаченные налоги
Основания и порядок списания налоговыми органами излишне уплаченных сумм налогов, сборов, пеней и штрафов, со дня уплаты которых прошло более трех лет, положениями Налогового кодекса не определены. Минфин России в письме от 11 февраля 2013 г. № 03-02-07/1/3225 указал, что при обращении налогоплательщика в налоговый орган с просьбой о списании указанных сумм, в том числе сумм отмененных налогов, Налоговый кодекс не препятствует налоговому органу осуществить списание соответствующих сумм, в отношении которых истек срок, указанный в п. 7 ст. 78 Налогового кодекса.
Налоговый вычет единственному родителю
По вопросу предоставления стандартного налогового вычета по налогу на доходы физических лиц и в соответствии со статьей 34.2 Налогового кодекса в письме Минфина России от 30 января 2013 г. № 03-04-05/8-77 приведены разъяснения.
В частности, согласно абзацу 13 подпункту 4 пункта 1 статьи 218 Налогового кодекса налоговый вычет предоставляется в двойном размере единственному родителю (приемному родителю), усыновителю, опекуну, попечителю. Предоставление указанного налогового вычета единственному родителю прекращается с месяца, следующего за месяцем вступления его в брак.
Понятие «единственный родитель» может включать случаи, когда отцовство ребенка юридически не установлено, в частности, если сведения об отце ребенка в справке о рождении ребенка вносятся на основании заявления матери.
Таким образом, налоговый вычет в двойном размере вправе получить единственный родитель, если отцовство не установлено, то есть в свидетельстве о рождении ребенка на основании пункта 3 статьи 51 Семейного кодекса запись об отце отсутствует или запись сделана по заявлению матери ребенка.
Разъяснения к приказу Минфина России
В связи с вступлением в силу приказа Минфина России от 30 ноября 2012 г. № 151н, устанавливающего особенности учета и санкционирования бюджетных обязательств с 1 января 2013 года, в совместном письме Минфина России № 02-03-10/5174и Казначейства России № 42-7.4-05/3.3-115 от 22 февраля 2013 года даны разъяснения по вопросам учета бюджетных обязательств территориальными органами Федерального казначейства и санкционирования ими оплаты денежных обязательств, принимаемых получателями средств федерального бюджета в целях реализации федеральной адресной инвестиционной программы.
Так, в частности, сообщается, что:
· постановка на учет бюджетных обязательств получателей средств федерального бюджета, возникших из соглашений о предоставлении межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов РФ или из соглашений о предоставлении субсидий, осуществляется на основании представленных получателями средств Сведений о принятом бюджетном обязательстве (код формы по КФД 0531702);
- представление получателем средств федерального бюджета Сведений об обязательстве, Заявки на внесение изменений в бюджетное обязательство (код формы по КФД 0531705) и соответствующих документов-оснований осуществляется не позднее 6 рабочих дней со дня заключения либо изменения документа-основания;
- с 1 января 2013 года до 1 июля 2013 года для постановки на учет бюджетного обязательства, внесения изменений в бюджетное обязательство, перерегистрации бюджетного обязательства, принимаемого в целях реализации ФАИП, получатель средств федерального бюджета представляет в орган Федерального казначейства оформленные в установленном порядке соответственно Сведения об обязательстве, Заявку на внесение изменений в обязательство, а также Заявку на перерегистрацию бюджетного обязательства.
Особенности реализации капитальных вложений
Минфин России и Федеральное казначейство сообщают об особенностях реализации в 2013 году капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности РФ или на приобретение объектов недвижимости в государственную собственность РФ федеральными бюджетными и автономными учреждениями, федеральными государственными унитарными предприятиями.
До заинтересованных организаций доводится, в частности, информация о:
- нормативных правовых актах, регулирующих вопросы финансового обеспечения капитальных вложений организаций;
- способах финансового обеспечения капитальных вложений;
- бюджетных ассигнованиях на осуществление капитальных вложений;
- особенностях финансового обеспечения капитальных вложений;
- внесении изменений в государственные контракты (договоры);
- изменении показателей реестра контрактов и федеральной адресной инвестиционной программы;
- особенностях учета бюджетных обязательств и санкционирования оплаты денежных обязательств, связанных с капитальными вложениями;
- особенностях применения бюджетной классификации РФ в части операций, связанных с капитальными вложениями;
- особенностях ведения лицевых счетов и отражения на них операций, связанных с капитальными вложениями;
- уплате налога на добавленную стоимость и налога на прибыль организаций в части операций, связанных с осуществлением капитальных вложений;
- особенностях бухгалтерского (бюджетного) учета операций, связанных с капитальными вложениями.
В приложении приводится перечень корреспонденций по отражению в бухгалтерском (бюджетном) учете операций по осуществлению капитальных вложений (письмо Минфина России № 02-14-05/5145, Казначейства России № 42-7.4-05/5.1-114 от 22 февраля 2013 г.).
Консолидированная отчетность
В целях обеспечения качества показателей консолидированной бюджетной отчетности Минфин России в письме от 15 февраля 2013 г. № 02-06-07/4014 сообщает, что в бюджетной отчетности показатели исполнения бюджетов бюджетной системы в части взаимосвязанных показателей, отраженные в бюджетной отчетности главных распорядителей средств федерального бюджета, консолидированной бюджетной отчетности субъектов, подлежат сверке и консолидации. При этом наличие отклонений между взаимосвязанными показателями является недопустимым.
При закреплении на праве оперативного управления за правообладателями (учреждениями) недвижимого имущества из государственной (муниципальной) казны операции в бюджетном учете отражаются с учетом положений письма Минфина России от 30 марта 2012 г. № 02-06-07/1061.
В частности отмечено, что при смене правообладателя (прекращении права оперативного управления имуществом у одного учреждения и закреплении права оперативного управления имуществом за иным учреждением) операции в бюджетном учете отражаются с учетом положений письма Минфина России от 1 марта 2011 г. № 02-06-07/733.
Срок службы продлен
Срок федеральной государственной гражданской службы служащим, достигшим предельного возраста пребывания на гражданской службе, замещающим должности гражданской службы категории «руководители» высшей группы должностей гражданской службы, назначенным на должность Президентом РФ, с их согласия может быть продлен Президентом РФ, но не свыше чем до достижения ими возраста 70 лет.
Срок федеральной государственной гражданской службы иным служащим, достигшим предельного возраста пребывания на гражданской службе, замещающим должности гражданской службы категории «руководители» высшей группы должностей гражданской службы, с их согласия может быть продлен назначившими их на должность федеральными органами государственной власти, федеральными государственными органами или соответствующими должностными лицами, но не свыше чем до достижения ими возраста 70 лет (Указ Президента РФ от 2 февраля 2013 г. № 87 «Вопросы федеральной государственной гражданской службы»).
Скорректированы цели
Законом от 11 февраля 2013 г. № 5-ФЗ «О внесении изменения в статью 50 Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» скорректированы цели направления межбюджетных трансфертов, предусмотренных на реализацию региональных программ модернизации здравоохранения субъектов РФ.
Предусмотренные в бюджете ФФОМС средства на финансовое обеспечение мероприятий по укреплению материально-технической базы государственных и муниципальных учреждений здравоохранения будут направляться, в числе прочего, на строительство и реконструкцию объектов капитального строительства. Кроме того, из указанных мероприятий исключен текущий ремонт государственных и муниципальных учреждений здравоохранения.