О христианстве и долговых отношениях рассказывает С. Б. ПАХОМОВ, д. э. н.
Галилейские корни
Ряд выдающихся историков христианства, в том числе и Эрнест Ренан, убеждены в том, что в первой половине I века нашей эры в Палестине, преимущественно в Галилее, действовал странствующий учитель по имени Иисус (Иешуа), который имел в своем образе жизни и общественном статусе много общего с другими религиозными пророками своей эпохи. Здесь уже с VI века до нашей эры на базе монотеистической религии — иудаизма и его ветхозаветных священных книг — постоянно возникали эсхатологические идеологические течения и социальные движения, направленные на создание «царства божьего» на земле. В связи с многократными насильственными переселениями иудеев из Палестины в другие страны Древнего мира ветхозаветные идеи получали все более широкое распространение, и количество неортодоксальных иудейских сект множилось. Распространялись мистические ожидания абсолютного «светлого будущего», ожидания прихода спасителя мира, мессии, для учреждения нового и безупречно справедливого порядка на земле. Сам Иисус, однако, не входил ни в одну из многочисленных аскетических иудейских религиозных сект. Среда, из которой он вышел и которая первой приняла его проповедь, это галилейские бедняки, попавшие под социально-экономический гнет Рима и собственных богачей. Кроме того, они подвергались интенсивному идеологическому давлению официальной иудейской религии, которое они отвергали и которому сопротивлялись.