Рассмотрим порядок начисления доходов от уплаты государственной пошлины, сборов.
Согласно пункту 3 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н (далее — Инструкция № 157н), бухгалтерский учет ведется методом начисления, согласно которому результаты операций признаются по факту их совершения независимо от того, когда получены или выплачены денежные средства (или их эквиваленты) при расчетах, связанных с осуществлением указанных операций.
При этом согласно пункту 295 Инструкции № 157н признание доходов осуществляется по методу начисления, дата признания доходов определяется по дате перехода права собственности на услугу, работу, результат.
Статьей 333.18. Налогового кодекса определены порядок и сроки уплаты государственной пошлины.
Плательщики уплачивают государственную пошлину до подачи заявлений на совершение юридически значимых действий либо в случае, если заявления на совершение таких действий поданы в электронной форме, после подачи указанных заявлений, но до принятия их к рассмотрению.
В соответствии со статьей 160.1 Бюджетного кодекса администратор доходов предоставляет информацию, необходимую для уплаты денежных средств физическими и юридическими лицами за государственные и муниципальные услуги, а также иных платежей, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в Государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах в соответствии с порядком, установленным Федеральном законом от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее — Закон № 210-ФЗ).
С 1 января 2013 года органы, предоставляющие государственные услуги, не вправе требовать от заявителей документы, подтверждающие факт внесения платы за услугу, в том числе об оплате государственной пошлины, взимаемой за предоставление государственных и муниципальных услуг (п. 2 ч. 1 ст. 7 Закона № 210-ФЗ).
Для подтверждения этого факта они должны использовать сведения, содержащиеся в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах (далее — ГИС ГМП), в данном случае в момент получения заявки на оказание услуги от физических или юридических лиц.
При этом пунктом 4 приказа Минфина России от 12 ноября 2013 г. № 107н «Об утверждении Правил указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации» предусмотрено отражение составителем в соответствующем реквизите распоряжения о переводе денежных средств в уплату платежей физических лиц в бюджетную систему Российской Федерации, в том числе за государственные и муниципальные услуги, уникального идентификатора начисления (далее — УИН), идентификатора сведений о физическом лице, предусмотренных приказом Федерального казначейства от 30 ноября 2012 г. № 19н «Об утверждении Порядка ведения государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах» (далее — Приказ № 19н).
При этом информация о начислениях, направляемая от главного администратора начислений (администратора начислений) в ГИС ГМП, в обязательном порядке должна содержать УИН.
Форматы взаимодействия ГИС ГМП с информационными системами участников, разработанные в соответствии с Приказом № 19н, размещены в интернете на сайте http://www.roskazna.ru/gis-gmp/.
УИН для начислений в пользу какого-либо главного администратора доходов федерального бюджета согласно форматам взаимодействия имеет следующую структуру:
Структура УИН для главного администратора доходов федерального бюджета
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | ... | 19 | 20 |
Код главы | Порядковый номер | Ключ |
где:
1–3-й разряды — код главы по бюджетной классификации Российской Федерации главного администратора доходов федерального бюджета;
4–19-й разряды — уникальный код в рамках главного администратора доходов федерального бюджета, формируемый администратором доходов бюджета по своему алгоритму;
20-й разряд — контрольный разряд, который рассчитывается по единому, установленному для всех администраторов доходов бюджетов правилу.
УИН для администратора начислений и определенного субъектом Российской Федерации органа государственной власти субъекта Российской Федерации (органа местного самоуправления), обеспечивающего информационное взаимодействие между оператором ГИС ГМП и администраторами начислений, в соответствии с форматами взаимодействия имеет следующую структуру:
Структура УИН для администратора начислений
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | ... | 19 | 20 |
Ъ | Код участника | Порядковый номер | Ключ |
где:
1-й разряд — значение «Ъ» — признак администратора начислений и определенного субъектом Российской Федерации органа государственной власти субъекта Российской Федерации (органа местного самоуправления), обеспечивающего информационное взаимодействие между оператором ГИС ГМП и администраторами начислений;
2–7-й разряды — уникальный регистрационный код участника, присваиваемый оператором ГИС ГМП;
8–19-й разряды — уникальный код, формируемый администратором начислений и определенным субъектом Российской Федерации органом государственной власти субъекта Российской Федерации (органом местного самоуправления), обеспечивающим информационное взаимодействие между оператором ГИС ГМП и администраторами начислений, по своему алгоритму;
20-й разряд — контрольный разряд, который рассчитывается по единому установленному правилу.
Обратите внимание, что статьей 333.40 Налогового кодекса установлены основания и порядок возврата или зачета государственной пошлины.
Решение о возврате плательщику излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины принимает орган (должностное лицо), осуществляющий действия, за которые уплачена (взыскана) государственная пошлина, на основании заявления плательщика государственной пошлины в орган (должностному лицу) о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины (п. 3 ст. 333.40 НК РФ).
Возврат излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины осуществляется органом Федерального казначейства.
Вместе с тем следует отметить, что на балансе подлежат отражению не все требования, вытекающие из законодательства Российской Федерации, а лишь те их них, которые относятся к активам.
Таким образом, в случае если по результатам осуществления мер по возврату задолженности установлена невозможность ее возврата, такая задолженность (задолженность, не востребованная кредиторами) согласно пункту 371 Инструкции № 157н отражается на забалансовом счете 20 «Задолженность, невостребованная кредиторами». При этом задолженность учреждения, не востребованная кредитором, принимается к забалансовому учету для наблюдения в течение срока, установленного статьей 333.40 Налогового кодекса, в сумме задолженности, списанной с балансового учета.
Списание задолженности учреждения, не востребованной кредиторами, с забалансового учета осуществляется на основании решения комиссии (инвентаризационной комиссии) учреждения в порядке, установленном главным администратором доходов.