Брянщина с давних времен знаменита людьми, прославившими Россию. Это и писатель А. К. Толстой, и поэт Ф. И. Тютчев. А чего стоят брянские леса, которые называются легкими Европы! Недавно мы побывали в гостях на этой замечательной земле и познакомились с людьми, отвечающими за финансовое состояние области. Об изменениях и нововведениях в учете расскажет Алла Сергеевна ЛУЦЕНКО, начальник отдела бюджетного учета и консолидированной отчетности (главный бухгалтер) Департамента финансов Брянской области.
— Алла Сергеевна, как вы подготовились к переходу на применение федеральных стандартов в государственном секторе?
— О том, что в 2017 году будут приняты стандарты, которые заработают с 2018 года, с бухгалтерами области мы стали обсуждать еще при приемке отчетности по итогам 2016 года. Поэтому сами стандарты для нас неожиданностью не стали. Бухгалтеры готовились к их внедрению, как могли: кто-то начал знакомство с этими документами еще на стадии проектов, а кто-то — после их принятия; кто-то изучал самостоятельно, а кто-то съездил на обучение. Конечно, вникая в суть стандартов, понимаешь, что новшества, введенные этими документами по отдельным позициям, заставляют нас изменить уже сложившееся годами бухгалтерское мышление. Работа бухгалтерам учреждений предстоит кропотливая — необходимо пересмотреть остатки, образовавшиеся на конец 2017 года, а некоторым учреждениям придется вернуться к результатам проведенной «годовой» инвентаризации.
Минфин России, понимая нагрузку на бухгалтеров — совпадение во времени формирования годовой отчетности и вступление в силу стандартов, предоставил возможность в первую очередь заняться подведением итогов года — годовой отчетностью и лишь потом — стандартами. Однако, несмотря на такую возможность, многие специалисты уже при проведении операций, отражающих факты хозяйственной жизни в текущем году, стараются сработать максимально качественно, с учетом положений введенных стандартов.
— Оказывают ли вам методическую поддержку?
— Большое подспорье в изучении стандартов нам оказали учебный центр «Бюджет», журнал «Бюджетный учет» и Минфин России, непосредственно — Светлана Викторовна Сивец, заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России, которые откликнулись на предложение провести у нас на Брянщине семинар-совещание с сотрудниками бухгалтерских служб области. Департамент финансов Брянской области непосредственно заинтересован в правильности работы всех финансовых подразделений учреждений области, качественном ведении бухгалтерского (бюджетного) учета и составлении отчетности, поэтому на мероприятии присутствовала заместитель Губернатора Брянской области, возглавляющая Департамент финансов, — Галина Васильевна Петушкова. Встреча методологов и специалистов была настолько плодотворной, что бухгалтеры попросили организаторов повторить ее еще раз в 2018 году в более широком формате. От нашего коллектива выражаем благодарность организаторам и всем участникам семинара.
— Какую поддержку по ведению бухгалтерского и налогового учета вы оказываете учреждениям области?
— Профессия бухгалтера действительно непростая, и ее трудно по-настоящему понять, не занимаясь ею. Спектр законодательства, с которым приходится сталкиваться человеку этой профессии, охватывает и бюджетную, и налоговую, и трудовую, и административную, и, конечно же, отраслевую сферы. К сожалению, без знания законодательства, с которым бухгалтеру-бюджетнику приходится сталкиваться, нельзя стать хорошим специалистом. Вопросов в работе всегда возникает много. Бухгалтер, если он грамотный, старается контактировать со всеми специалистами, а в случае необходимости обращается в Департамент финансов Брянской области. Наш областной финансовый орган никогда не отказывает в помощи. И абсолютно неважно, касается вопрос технической части работы бухгалтера — бухгалтерских записей или носит более глобальный характер. Главная задача всех финансистов области — обеспечить качество нашей работы. Поэтому мы и стараемся помочь найти ответы на вопросы, возникающие у бухгалтеров, оказать содействие в их решении. Ведь, как известно, в этой профессии не бывает мелочей — из маленьких неточностей могут вырасти большие проблемы.
Этот год, учитывая введение в действие стандартов в секторе государственного управления, тоже станет непростым. Мы планируем проведение семинаров-совещаний по изменениям в законодательстве, в том числе по уже действующим стандартам и тем, которые будут вводиться с 2019 года. Надеюсь, и в этом вопросе получится привлечь к взаимодействию учебный центр «Бюджет» и Минфин России.
— Алла Сергеевна, главным событием в бухгалтерской жизни остается годовой отчет. Как проходит подготовка отчетности учреждений с учетом изменений, внесенных в действующие документы? Как вы думаете, какие факторы влияют на успешную сдачу годовой отчетности?
— Подготовка годовой отчетности — особое время для каждого бухгалтера. Для нас это уже хорошо сложившаяся практика взаимодействия, практически традиция. Все этапы в подготовке отчета отработаны на протяжении многих лет.
Так, принимая отчетность по итогам года, проговариваем с бухгалтерами учреждений позиции, на которые им нужно будет обратить особое внимание в текущем году. При исполнении бюджета в текущем году, в ходе рассмотрения месячной отчетности, часто отрабатываем учетно-отчетные процедуры с точки зрения «а как это отразится в годовом отчете?»
Последние четыре месяца года у нас проходят в непосредственной подготовке к своевременному и качественному формированию годовой отчетности: проводится сверка поступивших, израсходованных целевых средств, отслеживание их остатков. Также готовятся проекты приказов Департамента финансов Брянской области об организации рассмотрения отчетности и сроках ее представления. В этот же период стараемся еще раз переосмыслить, с чем мы подходим к завершению года: остались ли неразрешенные проблемы, какие-то вопросы, где у нас выявляются слабые места.
Последняя сверка межбюджетных трансфертов проходит в
Вся отчетность представляется в электронном виде. Приемка отчетности начинается с конца января. Ориентировочно — через неделю, после того как прошла последняя сверка по целевым средствам. Первой, на уровне субъектового бюджета, рассматривается отчетность «аппаратных» ГРБС, не имеющих подведомственной сети и расходов по межбюджетным трансфертам. Для представления, рассмотрения отчетности и внесения изменений у нас установлен трехдневный срок. Отчетность муниципальных образований представляется, рассматривается и корректируется в течение одной рабочей недели. При желании можно посмотреть отчетность любого поселения или регионального учреждения.
Участие в рассмотрении отчетности принимают все отделы департамента финансов. Отчетные формы закреплены за отделами приказами департамента. В этот период работаем как единый слаженный механизм. Рассматриваем отчетность, дружно обсуждаем, если возникают какие-то вопросы. Качество работы от этого только выигрывает: отраслевые отделы сразу же анализируют, как шло исполнение бюджета в истекшем году и над чем необходимо поработать в текущем. Последние своды форм отчетности стараемся сделать за неделю до установленного срока для представления отчетности в МОУ ФК.
В течение последней недели мы отрабатываем пояснительные записки, последний раз анализируем то, что получилось в результате общих усилий.
Хотелось бы от имени своего руководителя и себя лично поблагодарить всех, кто с полной ответственностью относится к своей работе: специалистов, формирующих отчетность, и специалистов, принимающих участие в ее рассмотрении. В этот напряженный период люди работают с полной отдачей, если уж не в выходные и праздничные дни, то явно далеко за пределами своего рабочего времени.
Что влияет на успешную сдачу годовой отчетности? По моему мнению, 40 процентов успеха своевременно и качественно подготовленного отчета можно отнести за счет правильной организации работы, 50 процентов — за счет своевременного информирования об изменениях в законодательстве, с которым нам придется столкнуться в период формирования отчетности. Оставшиеся 10 процентов — непредвиденные ситуации или человеческий фактор, потому что бухгалтеры, как правило, люди ответственные и заболеть во время формирования годового отчета себе не позволяют.
Не обошлось в этом году без неожиданностей. Как и у многих финансистов регионов, у нас возникла проблема с отчетностью администраторов доходов. Пока они представляют нам отчетность на бумажном носителе, а это значит, есть над чем работать и к чему стремиться. Главное — мы умеем делать выводы и учиться на своих ошибках. Надеюсь, что в течение года отработаем наше взаимодействие так, чтобы в следующем году недоразумений по этому поводу не возникало.
— Как проходит централизация бухгалтерского учета в области?
— Этот вопрос мы постоянно обсуждаем. В настоящее время централизованные бухгалтерии на региональном уровне отсутствуют. На уровне муниципалитетов они есть, но не в статусе самостоятельных учреждений.
Никто не сомневается — проводить централизацию учета нужно. Главное — не навредить и не сломать то, что уже отлажено и работает. Необходимо максимально качественно провести подготовку к централизации учета: подобрать нормативную базу, определиться с программным обеспечением, отработать взаимодействие всех сторон, участвующих в этом процессе, выстроить документооборот и многое другое. Руководители учреждений привыкли полагаться на работу бухгалтеров. С выводом бухгалтера из штата учреждения перед руководителем встанут вопросы, кому заниматься анализом деятельности учреждения, при том что зачастую информация запрашивается в срочном порядке; кто будет проводить инвентаризацию; кто будет заключать договора с поставщиками, и много других оперативных вопросов. Наша задача — разрешить сомнения и снять противоречия. И самое главное — не растерять грамотных и ответственных специалистов, с гибким мышлением и готовностью к изменениям.
К сожалению, пока вопросов больше, чем ответов.
Сейчас мы рассматриваем опыт других территорий по этому вопросу.
— Много ли нарушений выявляется при проведении проверок целевого и эффективного использования средств бюджета?
— На протяжении ряда лет Департамент финансов Брянской области активно проводит аналитические мероприятия по оценке правильности применения действующего законодательства на муниципальном уровне, включая уровень поселений, непосредственно с посещением муниципальных образований. В оценку входит рассмотрение деятельности практически всех учреждений, расположенных на конкретной территории. Такие выезды позволяют нам как финансистам оценить правильность работы финансовых специалистов (экономистов и бухгалтеров) с нормативной базой, выявить резервы и слабые места. Нами фактически осуществляется не столько контроль, сколько оказание помощи в налаживании правильной работы.
Что касается специалистов бухгалтерских служб, то однотипных ошибок для всех муниципалитетов, как правило, не бывает. Все сугубо индивидуально. Как показывает практика, очень многое зависит от специалистов финансовых органов муниципальных образований. Если специалисты местного финоргана люди знающие и ответственные, то серьезных промахов и нарушений не выявляется. Ранее у учреждений затруднения вызывала проблема в понимании применения счетов санкционирования. Сейчас этих вопросов практически не возникает. Как правило, больше всего неясностей по организации работы централизованных бухгалтерий. В таких коллективах большая текучесть кадров, а это всегда препятствует качественной работе.
— Алла Сергеевна, расскажите, пожалуйста, о своем коллективе.
— Коллектив наш небольшой — всего семь человек, включая меня. Работаем мы все вместе очень давно. У троих специалистов нашего отдела финансовый орган — единственное место работы. Самому старшему сотруднику нашего небольшого коллектива — 50 лет, а младшему — 31 год. Все женщины. Хотя чему удивляться — мужчины в бухгалтерии нынче практически не встречаются. Очень уж специфичная у нас работа: педантичная и кропотливая.
Мои коллеги — большие молодцы! Я вполне могу доверять им как специалистам и ответственным работникам. Они и бюджетной сметой департамента занимаются — ведут учет по бюджетной смете и составляют отчетность по произведенным расходам; они же занимаются учетом доходов по нашей главе как администратора доходов; ведут учет по поступлениям и выбытиям областного бюджета; формируют отчетность финансового органа как органа, организующего исполнение областного бюджета; работают с невыясненными поступлениями областного бюджета; ведут бюджетный учет полученных и выданных кредитов; принимают отчетность от главных распорядителей средств областного бюджета и сводную бухгалтерскую отчетность от государственных и муниципальных учреждений, от администраторов доходов, муниципальных образований области, территориального фонда обязательного медицинского страхования и формируют консолидированную отчетность по области и сводную бухгалтерскую отчетность по государственным (муниципальным) учреждениям. В принципе, я думаю, что занимаемся тем же, что и сотрудники бухгалтерий региональных финорганов.
Я рада, что, несмотря на загруженность по работе, все наши женщины состоялись как любящие жены, заботливые мамы и прекрасные хозяйки.
Непосредственно мы подчиняемся руководителю финансового органа — заместителю Губернатора Брянской области, что накладывает определенную ответственность и на нас. Галина Васильевна Петушкова — руководитель очень требовательный, строгий, но справедливый. Она болеет душой за работу каждого специалиста финансово-экономического блока. При всей ее занятости всегда находит для нас время. В свою очередь, учитывая огромную загруженность руководителя, мы стараемся с мелкими вопросами справляться самостоятельно и отрабатывать их так, чтобы уже не возвращаться к ним. За помощью к Галине Васильевне стараемся обращаться только тогда, когда сами не можем преодолеть возникшие трудности.
Главное в нашей работе — не терять оптимизм, сохранять желание узнавать новое, развивать инициативность.
От всего нашего коллектива хочу пожелать всем читателям журнала «Бюджетный учет» мира и добра!
Коллектив отдела бюджетного учета и консолидированной отчетности