Рассмотрим, в каких ситуациях осуществляется возврат субсидии на государственное (муниципальное) задание, в том числе по результатам проверок контролирующими органами. Статья будет полезной учреждениям государственного сектора для поддержания высокого уровня финансового менеджмента, а также для организации и обеспечения достоверности бухгалтерской отчетности в соответствии с Законом от 6 декабря 2011 г. № 402‑ФЗ «О бухгалтерском учете».
Ю. Е. СЕМАШКО, действительный государственный советник Российской Федерации 3 класса
Суть вопроса
Очень часто бюджетные или автономные учреждения сталкиваются с вопросами необходимости возврата части субсидии, выделенной учредителем в целях финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) (далее — субсидия на государственное (муниципальное) задание). Эти вопросы, как правило, формулируются учреждениями таким образом: нужно возвращать средства субсидии на государственное (муниципальное) задание или нет? В каком размере нужно возвращать средства субсидии на государственное (муниципальное) задание? Если нужно, то кому (на счет учреждения, на счет учредителя или в доход федерального бюджета)?
Подобные вопросы часто возникают и по результатам (или в ходе) проверочных мероприятий, проводимых контролирующими органами, в случае выявления нарушений в части расходования средств субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания. Зачастую учреждению в лице главного бухгалтера или финансового директора очень сложно отстоять свою позицию перед контролером. Это связано с тем, что на протяжении многих лет Росфиннадзором формулировались однозначные требования о необходимости перечисления учреждениями средств по выявленным нарушениям в доход федерального бюджета. Но начиная с 2011 года в связи с принятием Закона от 8 мая 2010 г. № 83‑ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (далее — Закон № 83‑ФЗ) статус учреждений изменился, наряду с казенными учреждениями появились бюджетные и автономные, правовой статус которых имеет некоторые особенности регулирования их финансово-хозяйственной деятельности.