Реакция на вызов экстраординарных экономических условий наиболее актуальна для сферы государственного заказа. Однако она не должна ограничиваться лишь ситуативными корректировками правил контрактной системы, даже если корректировки эти безусловно верны. На смену фрагментарным поблажкам должно прийти новое регулирование госзакупок, адекватное сложившимся условиям.
Д. А. КАЗАНЦЕВ, кандидат юридических наук, руководитель департамента нормативно-правового регулирования
Правила контрактной системы с начала марта были дополнены целым комплексом антикризисных мер[1]. Среди них и возможность пересматривать условия контракта, и расширение возможности упрощенной закупки лекарств и медицинских изделий, списание штрафов и др. Все эти меры направлены на облегчение взаимодействия добросовестных заказчиков с добросовестными поставщиками. Они призваны обеспечить исполнение контракта и при этом избавить поставщика и от попадания в реестр недобросовестных поставщиков (РНП), и от работы себе в убыток.
Все это — шаги в безусловно верном направлении. И их целеполагание не вызывает сомнения. Однако при этом не нужно забывать о двух больших «но».
Во-первых, адаптация к меняющимся экономическим условиям, то же самое право на обоснованное увеличение цены контракта, обставлена целым рядом процедурных правил. Например, поставщику мало обосновать необходимость изменения условий контракта. Необходимо, чтобы заказчик согласился с такими изменениями. А он этого делать не обязан, даже когда корректировки прозрачны и обоснованны. Но даже если обе стороны контрактных отношений достигли согласия в том, что для исполнения контракта нужна его корректировка, их эпопея только начинается. После этого заказчик должен обратиться в высший орган исполнительной власти (в региональную администрацию — для региональных госзаказчиков и в Правительство России — для федеральных госзаказчиков) с ходатайством об утверждении согласованных корректировок. Не стоит удивляться, что даже в случае успешного прохождения этого марафона к моменту утверждения корректировок для спасения контракта могут понадобиться уже новые меры.