Продолжаем рассматривать реализацию аудиторского мероприятия по подтверждению достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии[1]. Разберем реализацию этапа «Выявление (обнаружение) рисков искажения бюджетной отчетности».
Н. Г. АЙРАПЕТЯН, эксперт, кандидат экономических наук, действительный государственный советник города Москвы 3 класса
В ФСВФА «Осуществление внутреннего финансового аудита в целях подтверждения достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности», утвержденном приказом Минфина России от 1 сентября 2021 г. № 120н (далее — ФСВФА № 120н) (п. 14 ФСВФА № 120н, п. 2 Приложения 1 к ФСВФА № 120н), установлены требования к реализации этапа «Выявление (обнаружение) рисков искажения бюджетной отчетности» аудиторского мероприятия «Подтверждение достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности» (далее — Аудиторское мероприятие). На данном этапе Аудиторского мероприятия уполномоченное должностное лицо или члены аудиторской группы должны проанализировать информацию, состав которой определен в ФСВФА № 120н.
Состав анализируемой информации в целях выявления (обнаружения) рисков искажения бюджетной отчетности приведен на рисунке.
Организация бюджетных процедур учета и отчетности
По результатам анализа организации (обеспечения выполнения) бюджетных процедур учета и отчетности, предусмотренного пунктом 13 ФСВФА № 120н, необходимо выявить (идентифицировать) возможные и приводящие к искажению бюджетной отчетности события. К таким событиям относятся, например:
- отсутствие (либо позднее принятие) нормативных правовых актов, регулирующих вопросы ведения бюджетного учета и составления, представления и утверждения бюджетной отчетности. Идентификация события осуществляется в отношении конкретных нормативных правовых актов;
- недостаточность требований ведомственных (внутренних) актов и документов ГАБС (АБС) к организации (обеспечению выполнения), выполнению бюджетных процедур учета и отчетности. При идентификации событий необходимо указать конкретные ведомственные (внутренние) акты и документы ГАБС (АБС), требования которых соответствуют законодательству, но недостаточны (или, возможно, будут недостаточны) для организации (обеспечения выполнения) или выполнения бюджетной процедуры;
- неактуальность ведомственных (внутренних) актов и документов ГАБС (АБС), устанавливающих требования к организации (обеспечению выполнения), выполнению бюджетных процедур учета и отчетности. Идентификация события осуществляется в отношении конкретных ведомственных (внутренних) актов и документов ГАБС (АБС), актуализация которых не проведена либо проведена несвоевременно (возможно, не будет проведена или, возможно, будет проведена несвоевременно);
- несоответствие актов и документов субъекта учета требованиям единой методологии учета и отчетности;
- неукомплектованность структурных подразделений ГАБС (АБС), ведущих бюджетный учет и составляющих бюджетную отчетность, сотрудниками;
- недостаточный уровень квалификации сотрудников структурных подразделений ГАБС (АБС), ведущих бюджетный учет и составляющих бюджетную отчетность;
- отсутствие прикладных программных средств и информационных ресурсов для обеспечения исполнения бюджетных полномочий;
- отсутствие прав доступа пользователей (субъектов бюджетных процедур) к базам данных, вводу и выводу информации из прикладных программных средств и информационных ресурсов, обеспечивающих исполнение бюджетных полномочий по ведению бюджетного учета, составлению, представлению и утверждению бюджетной отчетности;
- отсутствие взаимодействия субъектов бюджетных процедур при выполнении бюджетных процедур учета и отчетности;
- необеспечение хранения (несоблюдение условий хранения) первичных учетных документов, регистров бюджетного учета, бюджетной отчетности.