Приобретение за бюджетный счет медикаментов и необходимого для лечения оборудования представляет собой не только одну из наиболее важных сфер действия законодательства о контрактной системе, но и ту область, в которой наиболее наглядно видны и возможности, и недостатки действующих правил проведения закупок. Именно поэтому специфика закупки медизделий и лекарств представляет интерес не только с практической точки зрения, но и с точки зрения оценки перспектив развития контрактной системы.
Д. А. КАЗАНЦЕВ, кандидат юридических наук, руководитель департамента нормативноправового регулирования
Лекарственные средства и медицинские изделия это та продукция, непосредственными потребителями которых выступают субъекты, финансирующие бюджетные закупки, то есть налогоплательщики. В данном случае речь не идет об абстрактных понятиях «публичного интереса» или «выполнения социально значимых функций». Качество медицинских закупок каждый может испытать на себе непосредственно.
В данном случае сложные и во многом теоретические метрики, предназначенные для оценки эффективности проведенных закупок, уступают место зримому результату и понятному подходу: закупки прошли тем лучше, чем проще человеку получить медицинскую помощь и чем лучше итоги лечения. И достичь этой интуитивно понятной цели оказывается непросто.
Прежде всего, на практике выясняется, что электронный аукцион, который и в самом деле хорош для приобретения отдельных видов продукции, может быть не лучшим инструментом для закупки лекарств. Да к тому же и сам рынок фармакологии, не говоря уже о рынке современного медицинского оборудования, настолько сложен, что для выбора лучшего поставщика на первое место выходят такие методики, как проверка тестовых образов, двусторонние переговоры, а то и вовсе контроль культуры производства.