bool(false)

Тонкая настройка баланса. Новые права и возможности поставщиков в контексте актуальной правоприменительной практики

Выстраивание баланса прав и законных интересов во взаимодействии государственного заказчика и поставщика по госконтракту — это не прихоть теоретиков, а потребность бизнеса. Нивелирование интересов заказчика грозит необоснованными бюджетными расходами, ограничение прав поставщика — коллапсом всей контрактной системы. Ведь мало кто захочет работать на том рынке, где твои экономические интересы не защищены, а перспективы получения прибыли — туманны.

Д. А. Казанцев, кандидат юридических наук, руководитель департамента нормативно­правового регулирования

В течение трех летних месяцев 2022 года можно было наблюдать последовательные и качественные сдвиги правоприменительной практики в вопросах распределения рисков между государственным заказчиком и поставщиком. Новая практика куда больше внимания уделяет действительной защите прав и законных экономических интересов поставщика — но при этом делает это не путем механистического ограничения прав заказчика, а путем поиска баланса интересов в конкретных хозяйственных отношениях с непременной оглядкой на достижение цели государственной закупки.

Традиционный подход контрактной системы к распределению рисков, возникающих в ходе исполнения госконтракта, тяготел к возложению этих рисков на поставщика. Проще говоря: что бы ни случилось — бюджет не должен нести дополнительных издержек. И при ограниченном взгляде на конкретную закупку такой подход мог показаться эффективным. В самом деле, заказчик вроде бы защищен от дополнительных убытков.

Однако на практике убытки все равно возникают. При колебании ценовой конъюнктуры поставщики вынуждены прибегать к использованию более дешевых материалов и комплектующих: не из злонамеренности, а просто чтобы не работать себе в убыток. В результате поставленное оборудование быстрее выходит из строя, а возведенный объект всего через пару лет нуждается в ремонте. А ведь это тоже влечет прямые расходы бюджета.

Но еще хуже то, что такой подход оказывает негативное макроэкономическое воздействие. Поставщики уходят с рынка регулируемых закупок. А те, кто остался, закладывают в цену поставки все потенциальные риски, связанные с исполнением, даже тогда, когда речь идет о закупке самого что ни на есть добросовестного госзаказчика с безупречной репутацией. Ведь даже такой заказчик подчас не вправе возместить поставщику его реальные убытки, связанные с изменением экономических условий в ходе исполнения контракта.

Просмотр статьи доступен для подписчиков журнала.

№ 9, 2022

×
Новости
В Вологде прошел семинар для бухгалтеров бюджетной сферы
Дополнительные требования к независимой гарантии
Министерству финансов Российской Федерации исполняется 220 лет!
Перечень видов культурной деятельности расширили
Вид расходов на жилье
Репортаж
Учет! Удивительно интересно
Бюджетная методология
Применение новых унифицированных форм документов
Практикум
Кредиторская задолженность: просроченная и невостребованная
Обмен опытом
Определяем предельно допустимое значение просроченной кредиторской задолженности
Контроль
Подтверждение бюджетной отчетности. Анализ выполнения бюджетных процедур
Практические вопросы контроля заработной платы и отпускных
Трудовое право
Вынужденный прогул: работодатель был неправ
Госзакупки
Тонкая настройка баланса. Новые права и возможности поставщиков в контексте актуальной правоприменительной практики
Бухгалтер-финансист
Управление бюджетным учреждением
Налоги
НДФЛ и страховые взносы: различные ситуации
Вопрос — ответ
Вопрос — ответ
Юридический аспект
Обзор судебной практики
Из истории
Минфин России. Труд на благо Отечества
Информационный продукт «Бюджетный учет» информационного агентства «Бюджет-Медиа»