21 декабря Управление Федерального казначейства по г. Москве провело расширенное заседание коллегии, посвященное вопросам исполнения переданных полномочий по ведению бюджетного учета и составлению отчетности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти.
Особенностью коллегии стало то, что помимо представителей федеральных органов исполнительной власти и клиентов управления на мероприятии присутствовали и иные участники проекта централизации учета — прежде всего социальный блок правительства Москвы, аудиторы столичной Контрольно-счетной палаты, а также сотрудники ФКУ «ЦОКР».
Как рассказал врио руководителя УФК по г. Москве А. И. Лукашов, управление занимается вопросами централизации учета с 2019 года: тогда оно начинало с обслуживания четырех территориальных органов, к концу 2022 года в его ведении — 27 субъектов централизованного учета. Последним в сентябре на обслуживание был принят вновь созданный территориальный орган Пробирной палаты России — Межрегиональное управление лабораторных исследований и геммологической экспертизы. «По нашим оценкам, уже с 2021 года эта функция стала для нас не проектной, а процессной — то есть вся деятельность ведется в штатном режиме. Стараемся сделать так, чтобы наша работа была максимально незаметной, ведь изначальная задача централизации учета — освободить органы власти от рутинных функций, сосредоточив их в одном месте», — рассказал руководитель управления.
Заместитель руководителя Федерального казначейства А. В. Дубовик отметил высокие результаты деятельности УФК по г. Москве. «Это один из ведущих территориальных органов Казначейства — как в силу географии, так и учитывая клиентов, которые обслуживаются в управлении. Концентрация территориальных органов федеральных органов власти и особенности операций придают этой работе серьезную специфику: ее качество и своевременность выходят на первый план. При этом важно помнить, что бухгалтерский учет служит информационной базой для принятия последующих управленческих решений», — подчеркнул Дубовик.
О ключевых направлениях деятельности блока централизованной бухгалтерии УФК по г. Москве рассказала начальник отдела по централизованному начислению заработной платы и иных выплат И. А. Карпухина. В частности, она отметила положительные результаты перехода на централизованное ведение учета. «Органы власти больше внимания могут уделять профильным вопросам. Все данные об основных экономических показателях, о состоянии финансовых и нефинансовых активов, об обязательствах организаций теперь сосредоточены в руках бухгалтеров-казначеев. А поскольку каждый руководитель должен владеть полной информацией о состоянии дел в своей организации, одним из ключевых направлений работы централизованной бухгалтерии в 2022 году стал анализ финансово-хозяйственной деятельности субъектов централизованного учета», — сказала Карпухина.
Участникам коллегии были представлены итоги соответствующей работы за первое полугодие 2022 года. Анализ ФХД был комплексным, проводился по широкому набору показателей — но исключительно на основе данных бюджетного учета и информационных систем. Непосредственными источниками сведений были оборотно-сальдовые ведомости, инвентарные карточки учета нефинансовых активов, а также некоторые формы бюджетной отчетности. Среди выявленных недостатков работы субъектов централизованного учета — наличие просроченной дебиторской и кредиторской задолженностей, наличие расходов на оплату пени и штрафов, и задолженностей по исполнительным документам, отдельные факты приостановки операций по расходованию средств на лицевых счетах в связи с нарушением процедуры исполнения судебных актов, а также низкий уровень контрактации исполнения федерального бюджета у некоторых субъектов. Как пообещал Лукашов, по итогам 2022 года в целом будет проведен аналогичный анализ.
При том что УФК по Москве осуществляет централизованные полномочия по ведению учета и составлению отчетности, многие сопутствующие вопросы остаются на стороне клиентов. В связи с этим начальник отдела централизованной бухгалтерии № 2 УФК по г. Москве А. А. Литвиненко остановилась на ключевых вопросах взаимодействия управления с субъектами централизованного учета. В частности, она отметила, что перед централизованной бухгалтерией поставлена задача свести к минимуму количество отказанных заявок на кассовый расход. В 2022 году значительный объем таких отказов был связан с недостаточностью предельных объемов финансирования расходов. Полномочие по планированию расходов остается у субъектов централизованного учета, и именно они должны обеспечивать соответствующий контроль, подчеркнула представитель УФК.
Еще одним важным направлением взаимодействия централизованной бухгалтерии с клиентами является проведение управлением ежемесячной сверки выданных и не исполненных авансов в рамках заключенных контрактов — по данным бюджетного учета с данными показателей по учету денежных обязательств, отраженных на лицевых счетах получателей средств бюджета (на проблему расхождения этих данных обращало внимание в том числе Федеральное казначейство). Как отметила Литвиненко, результат работы есть: количество контрактов и субъектов централизованного учета, по которым выявлены расхождения, постепенно сокращается.
Начальник отдела внутреннего контроля и аудита УФК по г. Москве Н. А. Ракитина напомнила: в начале 2023 года субъектам централизованного учета предстоит уже во второй раз провести внутренний финансовый аудит, целью которого является подтверждение достоверности бюджетной отчетности за 2022 год и ее соответствия бюджетной методологии. Отталкиваясь от уже имеющегося у управления опыта, Ракитина рассмотрела основные положения федеральных стандартов, регламентирующих проведение внутреннего финансового аудита, а также остановилась на некоторых организационных вопросах взаимодействия УФК по г. Москве с субъектами централизованного учета в этой части.
Своим видением взаимодействия с УФК по г. Москве поделились и представители самих субъектов централизованного учета. Так, руководитель управления Роскомнадзора по Центральному федеральному округу Д. В. Соколушин отметил качество аналитической работы управления и рассказал об устранении недостатков, выявленных в ходе анализа финансово-хозяйственной деятельности территориального органа. Руководитель территориального управления Росимущества по г. Москве А. П. Колегов также рассказал об использовании в практической работе результатов анализа ФХД, проведенного казначеями, и об основных задачах на 2023 год (среди них — устранение расхождений данных в бюджетном учете и расширение электронного взаимодействия с УФК).
Подводя итог состоявшегося обсуждения, А. В. Дубовик отдельно остановился на срочных задачах реализации Указа Президента России от 31 декабря 2021 г. № 749 «О совершенствовании оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих», связанных с изменениями штатных расписаний органов власти и индексацией заработных плат госслужащих. Несмотря на все сложности — которые возникают в том числе из-за технических проблем в Единой информационной системе управления кадровым составом государственной гражданской службы РФ, — процесс индексации предстоит завершить до 1 февраля 2023 года.
Также Дубовик подчеркнул важность качественной подготовки годового бухгалтерского отчета субъектами централизованного учета. «Казначейство, безусловно, отвечает за цифры, за содержательную часть отчета. Однако факторный анализ — описание функциональной деятельности того или иного территориального органа — остается на нем. Централизованная бухгалтерия не сможет вместо организации рассказать, что происходило в ее жизни, почему не исполнились доходы или расходы», — отметил заместитель руководителя Казначейства России.