В конце 2022 года Федеральное медикобиологическое агентство праздновало юбилей — 75 лет. В него входят разные учреждения и центры, которые занимают ведущие позиции в различных отраслях деятельности страны. Руководство и специалисты рассказывают об особенностях организации работы в ФМБА России.
Наталья Николаевна Стадченко, заместитель руководителя Федерального медико-биологического агентства
— Наталья Николаевна, насколько за годы существования ФМБА России изменился его функционал? Что входит в сферу ответственности Агентства сегодня?
— Спектр деятельности Федерального медико-биологического агентства чрезвычайно широк. В сферу ответственности ФМБА России входит охрана здоровья работников организаций с особо опасными условиями труда, рисками радиационного, химического и биологического поражения.
Основными направлениями деятельности являются медико-санитарное обеспечение населения, служба крови и донорство костного мозга, морская медицина, гипербарическая и водолазная медицина, медико-биологическое и медико-санитарное обеспечение космических программ, радиобиология, радиационная гигиена и медицина, медицинское и санитарно-гигиеническое обеспечение работ по уничтожению химического оружия, обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия и готовности к аварийному реагированию, а также медицинское обеспечение спорта высших достижений.
Активно развивается научная деятельность ФМБА России, в составе которого функционирует 35 научно-исследовательских и научно-производственных центров, 11 из которых занимаются фундаментальными исследованиями, 13 имеют собственные производственные площадки, позволяющие производить опытные партии лекарственных препаратов, биомедицинских продуктов и медицинских изделий, 21 центр имеет собственные клинические базы для проведения контролируемых клинических исследований.
В структуру Агентства входит 8 стратегических ФГУПов, позволяющих масштабировать разработки до промышленных партий.
При множестве направлений деятельности ФМБА России постоянно расширяет свои функции, идет в ногу со временем, добавляя совершенно новые направления, такие так генная инженерия, квантовые технологии и т. д.
Миссия Агентства — развивать биомедицинские технологии для обеспечения защиты граждан от любых вредоносных факторов, как техногенных, так и природных, а следовательно — для обеспечения безопасности нашей страны.
Наш главный ресурс в решении непростых задач, поставленных государством, — ученые и специалисты, врачи и медицинские сестры, персонал, обеспечивающий стабильную работу стратегических предприятий и учреждений.
— Развитие высоких медицинских технологий, несомненно, требует соответствующего финансирования, и как следствие — сильной финансовой службы, учета, четкого оперативного реагирования. Вы как заместитель руководителя ФМБА России возглавляете это направление. Были ли сложности с исполнением бюджета 2022 года?
— На 2022 год бюджет ФМБА России составил 74,8 млрд рублей и исполнен на 99,1 процента.
Высокого процента исполнения бюджета ФМБА России удалось добиться за счет постоянного контроля и мониторинга деятельности учреждений сети ФМБА России в отношении своевременного и эффективного освоения выделенных средств.
Благодаря успешному взаимодействию с Минфином России и Правительством России Агентство получило дополнительные бюджетные ассигнования из Резервного фонда Правительства России в объеме 3,1 млрд рублей. Данные средства направлялись на заработную плату медицинских, научных и педагогических работников подведомственных учреждений для достижения целевых показателей, установленных Указом Президента России от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»; на передовые научные исследования и разработки; на работу сводных медицинских отрядов ФМБА России при ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций; для обеспечения своевременной и качественной медицинской помощью лиц, прибывающих на территорию России из Украины, Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики.
По результатам финансового года обеспечено полное освоение и эффективное использование средств федерального бюджета.
— Пандемия, вопросы импортозамещения резко актуализировали значимость медицины и научных разработок в этой сфере. Увеличило ли это количество ваших задач? Повлияло ли на финансирование деятельности Агентства?
— ФМБА России — вертикально управляемая структура, что позволяет эффективно планировать в том числе научную и инновационную деятельность.
В нашем составе есть научные организации, которым доводится финансирование в рамках государственного задания по науке. Научно-технический совет Агентства определяет приоритетные направления, на которые в первую очередь выделяется финансирование.
Кроме того, часть научных центров имеют высокотехнологичные клинические подразделения, где проводятся валидация разработанных технологий и ранние фазы клинических исследований. При этом в системе Агентства есть несколько стратегических ФГУПов, которые могут производить как опытные партии препаратов и медицинских изделий, так и в ряде случаев масштабировать разработки до промышленных партий.
В качестве примера эффективной работы можно привести нашу деятельность в период пандемии.
В рекордно короткие сроки удалось разработать и обеспечить промышленный выпуск линейки из семи тест-систем не только для определения возбудителя COVID-19, но и для определения его разновидностей, а также разработать, провести регламентированные исследования и зарегистрировать уникальный препарат МИР-19 и инновационную вакцину «Конвасэл».
Но наши разработки не ограничиваются только темой новой коронавирусной инфекции. Совместно с госкорпорациями «Ростех» и «Росатом» ведутся разработки уникального диагностического и реабилитационного оборудования на основе отечественных комплектующих. В рамках Года науки и технологий были открыты три научно-производственные площадки:
Центр технологий и микрофабрикаций на базе ФГБУ ФНКЦ ФХМ, который позволяет использовать новейшие технологии для биомедицины — например, производство микрочипов;
Научно-производственный комплекс с цехом рекомбинантных препаратов на базе ФГУП СПБНИИВС для разработки и производства иммунобиологических препаратов;
Научно-производственный комплекс на базе Центра мозга и нейротехнологий для разработки и производства биотехнологических продуктов.
Мы не останавливаемся на достигнутом, а возможность эффективного управления инновациями позволяет нам быстро реагировать на возникающие угрозы и новые цели.
— Наталья Николаевна, насколько большая сеть учреждений, находящихся в ведении ФМБА России? Какова специфика их деятельности?
— Сегодня Агентство — это современная многопрофильная структура с мощным научным кластером и богатым кадровым потенциалом, в которую входят 163 бюджетные организации, в том числе: медицинские — 62, научные — 32, центры гигиены и эпидемиологи — 54, образовательные — 5, санаторно-курортные — 5, службы крови — 5; 35 территориальных органов, 2 казенных учреждения, 8 федеральных государственных унитарных предприятий. Филиальная сеть подведомственных ФМБА России организаций насчитывает более 200 объектов.
Наши учреждения обслуживают более 700 организаций с особо опасными условиями труда, рисками радиационного, химического и биологического поражения, в том числе подразделений государственных корпораций «Росатом» и «Роскосмос», объектов химической и оборонной промышленности, а также учреждений, в которых хранятся музейные штаммы микроорганизмов и вирусов, и свыше трех миллионов человек, проживающих в 20 закрытых административных территориальных образованиях, 39 городах-спутниках и наукоградах в 54 субъектах России и городе Байконур. Многие учреждения ФМБА России расположены на удаленных территориях, в том числе за полярным кругом, и работают порой в самых экстремальных условиях.
Особое внимание Агентство уделяет охране здоровья трудящихся, развивая промышленную медицину, направленную на ресурсосбережение и увеличение трудового долголетия с помощью создания замкнутого цикла медицинского обеспечения — от производственных здравпунктов до высокотехнологичных медицинских центров, реабилитационных и санаторно-курортных организаций.
Важнейшим направлением стала организация работы мобильных медицинских бригад, задачей которых является оказание помощи населению территорий с неблагоприятной эпидемиологической ситуацией, в труднодоступных и отдаленных местностях, а также при чрезвычайных ситуациях. В течение 24 часов сводные медицинские отряды готовы выдвинуться в очаг на передвижных комплексах, провести раннюю диагностику и оказать помощь людям. Только за период пандемии новой коронавирусной инфекции сводные мобильные бригады ФМБА России работали в очагах инфекционных заболеваний более чем в 30 субъектах России и за рубежом.
ФМБА России координирует работу Службы крови России, которую составляют 1,3 млн доноров, более 100 тысяч высококвалифицированных медицинских работников. Начиная с 2008 года успешно реализуется масштабная программа развития добровольного донорства крови — 99 процентов доноров сдают кровь на безвозмездной основе. В ФМБА России сформирован самый большой российский регистр потенциальных доноров костного мозга, насчитывающий 65 тысяч доноров, интегрированных в международную поисковую систему. С 2022 года на Агентство возложены полномочия по организации и ведению единого федерального регистра донорства костного мозга и гемопоэтических стволовых клеток.
— Актуальна ли для вас тема централизации бюджетного учета и отчетности, если да, то какие мероприятия ФМБА России проводит в этой сфере?
— На сегодняшний день полностью завершен процесс перехода на централизованное обеспечение ведения учета казенных учреждений ФМБА России. В составе казенных учреждений — 35 территориальных органов и два ФКУ.
Изменения в организации бухгалтерского учета начались с подготовительного периода в 2020 году. С 1 января 2021 года ФМБА России перешло на централизованный бухгалтерский учет в Федеральном казначействе. Совместно с ним проведена огромная работа, и 1 июня 2021 года завершена передача полномочий по ведению централизованного учета. Мы благодарны коллегам из Федерального казначейства за этот кропотливый труд.
Основными задачами учреждений при переданных полномочиях по ведению централизованного учета являются своевременное формирование первичных учетных документов и их передача в Федеральное казначейство, проведение внутреннего финансового аудита.
— В течение последних лет в России ведется планомерная работа по совершенствованию и полной автоматизации системы бухгалтерского учета, особенно это касается бюджетной сферы. Какая работа проводится в учреждениях ФМБА России в рамках этого направления? Они работают на одном программном продукте или специфика требует разного программного обеспечения?
— Ведение бухгалтерского учета в подведомственных учреждениях обеспечивается автоматизированным способом на базе программного обеспечения. Решение о выборе программного продукта по бухгалтерскому учету учреждения принимают самостоятельно.
Помимо типовых автоматизированных систем для ведения бухгалтерского учета, представленных на рынке, учреждения применяют цифровые модули системы «Информационные ресурсы ФМБА России» для подготовки и сдачи отчетности, разработанные специалистами Агентства.
Вместе с тем следует отметить, что специфика бухгалтерского учета наших медицинских учреждений тесно связана с учетом лекарственных препаратов и медицинских изделий. Данный учет осуществляется учреждениями также автоматизированным способом на базе продуктов программного обеспечения. Программы для учета лекарственных препаратов, применяемые медицинскими учреждениями ФМБА России, синхронизированы с программами бухгалтерского учета.
— В мартовском номере журнала «Бюджетный учет» («Контрольная деятельность ФМБА России») говорилось, что в ФМБА России начата работа по контролю. Что сегодня можно сказать о данном направлении?
— Действительно, с 2021 года в Федеральном медико-биологическом агентстве активизирована работа по усилению контрольной деятельности и проведению анализа результатов контрольных мероприятий в соответствии с внутренними документами, утвержденными ФМБА России. В рамках ежегодных планов контрольных мероприятий Агентством проводятся проверки финансово-хозяйственной деятельности подведомственных учреждений — в 2021 году проведено 12 проверок, в 2022 году — 27 проверок, на 2023 год запланировано уже более 30. Как видно, темп и объем работы растут, при этом увеличивается не только количество проверок, но и усиливается последующий контроль, в целях которого результаты проведенных проверок рассматриваются на заседаниях Контрольной комиссии ФМБА России, руководителям учреждений направляются выписки из протоколов заседаний с поручениями и установленными сроками их выполнения.
Также Контрольной комиссией рассматриваются полнота и своевременность исполнения протоколов заседаний, представления учреждениями планов мероприятий и отчетов по итогам контрольных мероприятий, проведенных ФМБА России.
В то же время внедрены и ведутся информационные базы данных по контрольной деятельности, включающие информацию о проведенных проверках, выявленных нарушениях и их устранении, а также информацию о проведенных проверках в подведомственных учреждениях органами государственного финансового контроля.
Особенно хотелось бы отметить тесное и эффективное взаимодействие коллег из Федерального казначейства в части координации контроля финансово-хозяйственной деятельности и соблюдения законодательства России о контрактной системе в сфере закупок организациями, подведомственными ФМБА России.
— При таком количестве проведенной работы, направленных письмах с обзорами и рекомендациями продолжают ли проверки выявлять нарушения? Как вы оцениваете первые результаты контрольной деятельности?
— Мы однозначно фиксируем значительное улучшение внутриведомственной финансовой дисциплины в части снижения количества нарушений в организации и ведении бухгалтерского учета, в закупочной деятельности. Более того, в системе Агентства есть учреждения, практически не имеющие замечаний в сфере закупок.
В рамках проводимых проверок отмечаются отдельные нарушения. Отмечаются замечания к учетным политикам учреждений в части несоблюдения отдельных норм федеральных стандартов по бухгалтерскому учету; нарушений при ведении бухгалтерского учета, представлении отчетности, проведении инвентаризации; неверного оформления первичных учетных документов. В сфере закупок фиксируется несвоевременная или неполная публикация документов в Единой информационной системе, выявляются нарушения условий контрактов.
— Какие меры вы принимаете, чтобы в дальнейшем избежать недочетов?
— Мы обратили внимание, что все нарушения, выявленные в ходе проверок, являются типичными. Поскольку во многом успех в минимизации нарушений зависит от квалификации кадров финансово-бухгалтерских служб, в сентябре 2022 года ФМБА России впервые провело масштабное мероприятие по профессиональному обучению руководителей, главных бухгалтеров и работников финансовых служб подведомственных учреждений — обучающий семинар по программе «Актуальные вопросы и последние изменения в сфере учета, отчетности в деятельности бюджетных учреждений. Правовые и финансовые вопросы деятельности бюджетных учреждений. Контроль». В нем приняли участие 146 учреждений, в том числе 53 медицинских учреждения, 30 центров гигиены и эпидемиологии, 14 учреждений науки и другие.
В качестве лекторов были привлечены руководители и главные методологи Минфина России по вопросам учета, отчетности, финансового контроля и применения нормативных правовых актов.
По результатам семинара проведено тестирование, в котором приняли участие 165 сотрудников подведомственных учреждений. Все участники успешно прошли тестирование и показали высокие результаты. Максимальный балл 25 из 25 набрала заместитель главного бухгалтера ФБУЗ ЦМСЧ № 141 ФМБА России Наталья Викторовна Васильева.
Мы увидели большую заинтересованность наших организаций в такого рода мероприятиях. Участники семинара имели возможность не только получить важную информацию, но и обменяться профессиональным опытом, пообщаться с коллегами.
На мой взгляд, практика повышения профессионального уровня сотрудников учреждений ФМБА России должна проводиться системно и, несомненно, получить свое дальнейшее продолжение.
Более того, раскрою вам наши будущие задачи — планируется внутренняя организация взаимодействия между финансовыми и бухгалтерскими подразделениями учреждений, подведомственных ФМБА России, в режиме реального времени, создание методологического совета и внедрение кураторства.
Мы рассчитываем на активное взаимодействие организаций внутри ведомства при реализации планов в развитии контрольной деятельности Агентства.
Жизнь не стоит на месте и заставляет двигаться вперед быстрыми темпами. Сферы деятельности Федерального медико-биологического агентства развиваются и совершенствуются, открывая все новые горизонты, поэтому наша задача состоит также в развитии и совершенствовании, чтобы обеспечить достойное финансирование и правильное использование средств на общее благо.
— В вашей компетенции находятся также правовые вопросы организации деятельности ФМБА России. Расскажите о тенденции совершенствования нормативной правовой базы, регламентирующей сферы деятельности Агентства.
— В 2020 году в соответствии с Указом Президента России от 21 января 2020 г. № 21 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» Федеральное медико-биологическое агентство стало самостоятельным федеральным органом исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Правительство России.
В этой связи, в соответствии с Положением о ФМБА России, утвержденным постановлением Правительства России от 11 апреля 2005 г. № 206, ФМБА России было наделено новыми полномочиями, такими как нормативно-правовое регулирование в сфере медико-санитарного обеспечения работников отдельных отраслей экономики с особо опасными условиями труда (в том числе при подготовке и выполнении космических полетов, проведении водолазных и кессонных работ); организации медико-биологического обеспечения спортсменов спортивных сборных команд России; по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере здравоохранения, включая оказание медицинской помощи; организации деятельности службы крови; по федеральному государственному контролю (надзору) за обеспечением безопасности донорской крови и ее компонентов; а также по осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора) в организациях отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда (в том числе при подготовке и выполнении космических полетов, проведении водолазных и кессонных работ) и на отдельных территориях России, в том числе на объектах и территориях закрытых административно-территориальных образований, по перечню, утверждаемому Правительством России (далее — обслуживаемые организации и обслуживаемые территории), в том числе функции по медико-санитарному обеспечению работников обслуживаемых организаций и населения обслуживаемых территорий (включая предоставление услуг в области курортного дела, организацию проведения судебно-медицинской и судебно-психиатрической экспертиз, трансплантацию органов и тканей человека) и организации медико-социальной экспертизы работников обслуживаемых организаций и населения обслуживаемых территорий.
Агентство, в установленной сфере деятельности, принимает участие в рассмотрении и согласовании проектов федеральных законов, разрабатываемых иными органами государственной власти России, по некоторым из них даются принципиальные замечания и предложения.