Управление Федерального казначейства по Ростовской области еще в 2018 году было определено пилотным ТОФК для отработки механизма централизации учетных функций. Пилотным территориальным органом федерального органа исполнительной власти (далее — ТОИВ) выступило Управление федеральной службы по аккредитации по Южному и СевероКавказскому федеральным округам. В 2022 году в УФК обслуживалось 26 ТОИВ, крупнейшие из которых подведомственны Росреестру, Россельхознадзору, Росстату и др. При этом 24 из них имеют в сумме 85 территориально обособленных отделов и осуществляют свою деятельность на территории Южного и СевероКавказского федеральных округов.
Межведомственное взаимодействие. Бухгалтерские визиты
Путь централизации бухгалтерского учета мы прошли вместе с ТОИВ — совместно организовывали и проводили рабочие встречи с коллективами, разъясняя новый порядок бухгалтерского учета, рассказывая о преимуществах, которые появляются у сотрудников ТОИВ, обсуждали возможные проблемы и пути их решения. ИТ-специалисты УФК выезжали в ТОИВ для настройки и отладки интеграции ведомственного программного продукта и ГИИС «ЭБ».
Реализация пилотного проекта по централизации бухгалтерского учета на территории Ростовской области проходила под непосредственным руководством заместителя руководителя Казначейства России А. В. Дубовика и начальника управления централизованной бухгалтерии Казначейства России — главного бухгалтера В. И. Морозовой, которые оказали неоценимую помощь и поддержку.
В УФК в централизации бухгалтерского учета на всех ее этапах активное участие принимали сотрудники Н. Ю. Коваленко, В. В. Скобелкина, Т. А. Гондарева, С. В. Хацко, А. О. Михайлова, Л. Д. Савосина и др.
В прошлом году по инициативе Федерального казначейства разъяснительная работа была системно организована в виде бухгалтерских визитов к клиентам, которые осуществлял руководящий состав УФК. В 2022 году и за период с января по март 2023 года проведены 7 бухгалтерских визитов, в том числе в территориальные органы Росимущества, Росстата, Пробирной палаты России, Росреестра и др. Встречи позволили в режиме диалога обсудить ход исполнения федерального бюджета, вопросы внутреннего государственного финансового контроля, иные вопросы межведомственного взаимодействия. Очевидным положительным эффектом бухгалтерских визитов стало получение актуальной и своевременной обратной связи от клиентов. Особо следует отметить, что в ходе подготовительной работы к проведению централизации учетных функций ТОИВ разъяснялось, что при централизации бухгалтерского учета они сохраняют свои полномочия, в том числе административно-управленческие, права и обязанности по принятию решений, связанных с финансово-хозяйственной деятельностью, кадровыми вопросами.
Общее количество документов, сформированных и отраженных УФК в бюджетном учете за 2022 год, составило более 688 тысяч единиц (рисунок). Наибольший удельный вес занимают операции по учету имущества казны России, начислению и выплате заработной платы, учету расчетов с поставщиками и подрядчиками, администрированию доходов и др.
Централизованная система бюджетного учета действует в УФК немногим более трех лет. Но уже сегодня можно говорить о положительных результатах ее применения.
Унификация и стандартизация
В 2019 году основным нормативно-правовым документом, регламентирующим исполнение полномочий по централизованному ведению бюджетного учета, являлось соглашение, заключенное между ТОИВ и УФК. В настоящее время бухгалтерский учет ТОИВ ведется на основании единых требований Бюджетного кодекса, постановлений Правительства России, приказов Казначейства России, которые регламентируют выполнение ТОИВ и УФК своих полномочий, права и обязанности, сроки представления первичных документов, их обработку и т. д.
ЭДО, интеграционные бизнеспроцессы
До централизации бухгалтерского учета уполномоченные лица ТОИВ осуществляли двойной ввод первичных данных в разные информационные системы, поскольку отсутствовала интеграция их ведомственных программных продуктов с ГИИС «ЭБ». В условиях централизации учета ТОИВ и УФК используют единое информационное пространство и применяют электронный документооборот. Представление единой централизованной информационной системы, ее обновление и поддержка работоспособности для ТОИВ осуществляются на безвозмездной основе, что позволило им снизить бюджетные расходы на автоматизированное ведение бюджетного учета. В конечном итоге это, а также возможность оптимизации численности бухгалтерских работников ТОИВ способствовали повышению эффективности расходов федерального бюджета.
Кроме того, среди основных положительных моментов централизации можно отметить повышение качества и прозрачности ведения бухгалтерского учета за счет применения единых требований к оформлению первичной учетной документации, единых справочников и бизнес-процессов. Так, например, переход на начисление заработной платы с использованием ЕИСУКС позволил уменьшить трудозатраты сотрудников ТОИВ и УФК, исключив внесение в ГИИС «ЭБ» кадровых документов вручную, и путем стандартизации повысить качество формируемых документов. Все ТОИВ осуществляют выплату заработной платы и иных выплат с использованием банковских зарплатных проектов и на карты «Мир» с применением ППО соответствующих банков. Все эти меры позволили УФК обеспечить исполнение переданных полномочий в установленные сроки и значительно меньшим количеством сотрудников-расчетчиков по сравнению с ТОИВ. Развитие взаимодействия УФК и ТОИВ в части начисления и выплаты заработной платы мы видим в использовании технологии перечисления заработной платы сотрудникам ТОИВ по реквизитам банковских карт «Мир», успешно используемых при перечислении средств из Социального фонда России и других социальных выплат.
Унификация, стандартизация и автоматизация учетных процедур позволяют успешно решать еще одну задачу централизации учета — повышение качества учета и бюджетной отчетности. Например, предварительный анализ сложившейся дебиторской и кредиторской задолженности, проведенный УФК в ходе подготовительных мероприятий, выявил наличие у ТОИВ указанной задолженности на сумму 14,1 миллиарда рублей, не всегда достаточно подтвержденной документально, в том числе по администрируемым доходам, расчетам с поставщиками товаров (работ, услуг), налоговой задолженности и т. д. УФК совместно с ТОИВ принимали меры по инвентаризации задолженности и ее ликвидации, в том числе путем отражения выявленной ранее не учтенной задолженности, ее ликвидации путем уплаты или зачетов, а также списания в установленном порядке несуществующей задолженности. В результате дебиторская и кредиторская задолженность учитывается УФК только на основании первичных документов и актов сверок. В конечном итоге повышена достоверность учета и бюджетной отчетности.
Информационноаналитическое обеспечение
Создание подсистем (компонентов, модулей) системы ГИИС «ЭБ» и построение единой централизованной системы учета уже сейчас позволяют получать актуальные сведения в реальном режиме времени — в один клик. Так, мониторинг деятельности ТОИВ и УФК, получение сводных и детализированных отчетов можно осуществить с использованием подсистемы информационно-аналитического обеспечения (ПИАО). УФК активно применяет в своей работе ПИАО для анализа регистров бюджетного учета, формирования отчетности. Проводимые нами совещания-демонстрации, направление презентационных материалов предоставляют ТОИВ возможность доступа к данному информационному ресурсу и его изучения, в том числе в части анализа реестра контрактов и контроля за их исполнением, сведений о ВХД и др. В перспективе, по мнению УФК, ПИАО позволит контрольным органам осуществлять безвыездные проверки.
Аудиторские мероприятия
В связи со вступлением с 11 октября 2021 года в силу федерального стандарта внутреннего финансового аудита, утвержденного приказом Минфина России от 1 сентября 2021 г. № 120н (далее — Федеральный стандарт), у УФК появилась обязанность проведения аудиторских мероприятий в целях подтверждения достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета и формирования бюджетной отчетности.
Перед сдачей годовой бюджетной отчетности за 2021 год УФК в очень сжатые сроки провело 26 аудиторских мероприятий в целях подтверждения достоверности годовой бюджетной отчетности и направило 26 аудиторских заключений ТОИВ. Аудиторские мероприятия были организованы с учетом особенностей проведения и реализации результатов аудиторских мероприятий, установленных разделом IV Федерального стандарта.
Аудиторским мероприятиям предшествовала подготовительная работа:
- проведение совещания с ТОИВ и анализ информации, содержащейся в подсистеме электронного бюджета «Учет и отчетность», для выявления наиболее рискоемких операций по ведению бюджетного учета при централизации полномочий;
- запрос информации у ТОИВ о варианте организации осуществления внутреннего финансового аудита;
- формирование аудиторских групп, обладающих совокупностью профессиональных знаний, навыков и других компетенций, позволяющих осуществлять внутренний финансовый аудит.