bool(false)

Профилактика и минимизация рисков в бюджетной сфере

В связи с экономической ситуацией, а также бюджетным дефицитом контроль целевого и эффективного использования денежных средств может усилиться. Прогнозируется увеличение количества проверок, судебных споров в отношении эффективного использования средств, особенно в сфере гособоронзаказа. Поэтому важно самостоятельно определять риски и их контролировать.

Е. В. Шестакова, кандидат юридических наук, практик в области правового и налогового консалтинга, бухгалтерского и бюджетного учета

Cнизить риски в бюджетной сфере возможно путем проведения внутреннего контроля и аудита. Еще в 2019 году был принят целый ряд стандартов проведения внутреннего контроля и аудита. Но многие бюджетные учреждения подходят к сфере внутреннего контроля формально.

Внутренний контроль

При проверке рисков в бюджетной сфере нужно обращать внимание на ряд положений.

Внутренний контроль — процесс, направленный на получение достаточной уверенности в том, что экономический субъект обеспечивает:

  • эффективность и результативность своей деятельности, в том числе достижение финансовых и операционных показателей, сохранность активов;
  • достоверность и своевременность бухгалтерской (финансовой) и иной отчетности;
  • соблюдение применимого законодательства, в том числе при совершении фактов хозяйственной жизни и ведении бухгалтерского учета.

Экономический субъект может применять следующие процедуры внутреннего контроля:

  • документальное оформление (например, осуществление записей в регистрах бухгалтерского учета на основе первичных учетных документов, в том числе бухгалтерских справок; включение в бухгалтерскую (финансовую) отчетность существенных оценочных значений исключительно на основе расчетов);
  • подтверждение соответствия между объектами (документами) или их соответствия установленным требованиям (например, проверка оформления первичных учетных документов на соответствие установленным требованиям при принятии их к бухгалтерскому учету). К данным процедурам внутреннего контроля относятся также процедуры контроля взаимосвязанных фактов хозяйственной жизни (например, соотнесение перечисления денежных средств в оплату материальных ценностей с получением и оприходованием этих ценностей);
  • санкционирование (авторизация) сделок и операций, обеспечивающее подтверждение правомочности совершения их; как правило, выполняется персоналом более высокого уровня, чем лицо, осуществляющее сделку или операцию (например, утверждение авансового отчета сотрудника его руководителем);
  • сверка данных (например, сверка расчетов экономического субъекта с поставщиками и покупателями для подтверждения сумм дебиторской и кредиторской задолженности; сверка остатков по счетам бухгалтерского учета наличных денежных средств с остатками денежных средств по данным кассовой книги);
  • Просмотр статьи доступен для подписчиков журнала.

№ 4, 2023

×
Новости
Новые правила регистрации в Социальном фонде России
Указание налогового периода при заполнении распоряжений
Выбытие материальных ценностей: есть нюансы
Вузы: просроченная кредиторская задолженность
Госконтракты и казначейское сопровождение
О последствиях неразмещения годового отчета в ЕИС
Казначейство
Опыт централизации бюджетного учета
Технологии
Бухгалтерский электронный документооборот
Практикум
Субсидия на иные цели
Обмен опытом
Прослеживаемость товаров: опыт внедрения системы
Проблема
Списание БСО
Восстановление списанной задолженности в учете учреждения
Бухгалтер-финансист
Профилактика и минимизация рисков в бюджетной сфере
Контроль
Контроль сервитута
Нарушения в финансово-хозяйственной деятельности учреждений
Госзакупки
Реформа контрактной системы: проект или реальность?
Вопрос — ответ
Вопрос — ответ
Налоги
Ошибки при заполнении уведомлений
Трудовое право
Командировочные вопросы
Так сложились обстоятельства
Юридический аспект
Обзор судебной практики
Из истории
Свод законов Российской империи — славное дитя несостоявшихся реформ
Информационный продукт «Бюджетный учет» информационного агентства «Бюджет-Медиа»