Оформление учета излишков и недостач является необходимым условием при отражении этих фактов хозяйственной деятельности. Причем каждому случаю соответствует определенный документ.
Н. М. Гусева, государственный советник 2 класса, кандидат экономических наук, практик-эксперт
Пять видов отклонений в инвентаризации имущества и правила работы с ними закрепили приказом от 13 сентября 2023 г. № 144н «О внесении изменений в федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора „Учетная политика, оценочные значения и ошибки“, утвержденный приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 декабря 2017 г. № 274н» (далее — Приказ № 144н). К отклонениям относятся: излишки, недостачи, качественные отклонения, пересортица и убыль в пределах норм.
Для оформления излишков и недостач применяют следующие документы (см. таблицу).
Таблица
Обязательные документы для принятия к учету отклонений
Виды расхождений (отклонений) |
Какой документ принять к учету |
Излишки имущества |
Акт о приемепередаче объектов нефинансовых активов (ф. 0510448, 0504101) (далее — Акт (ф. 0510448, 0504101)) |
Излишки и недостача наличных денег |
Акт о результатах инвентаризации наличных денежных средств (ф. 0510836) |
Недостача имущества |
Акт о списании объектов нефинансовых активов. Форма зависит от вида актива. Например, для основных средств — формы 0504104, 0510454 |
Отметим, приказом Минфина России от 30 октября 2023 г. № 174н утверждены новые формы для проведения инвентаризации:
- Инвентаризационная опись остатков на счетах учета денежных средств (ф. 0510464);
- Инвентаризационная опись (сличительная ведомость) бланков строгой отчетности и денежных документов (ф. 0510465);
- Инвентаризационная опись (сличительная ведомость) бланков строгой отчетности и денежных документов;
- Инвентаризационная опись (сличительная ведомость) по объектам нефинансовых активов (ф. 0510466);
- Инвентаризационная опись наличных денежных средств (ф. 0510467);
- Инвентаризационная опись расчетов по поступлениям (0510468).