Обязательным элементом работы любого учреждения является внутренний контроль, оценка рисков. Для учреждений государственного сектора он еще более важен, так как позволяет снизить риски, связанные с целевым и нецелевым использованием денежных средств, административной и уголовной ответственностью бухгалтера, руководителя.
Е. В. Шестакова, кандидат юридических наук, практик в области правового и налогового консалтинга, бухгалтерского и бюджетного учета
Изменения во внутреннем контроле учреждения
Начиная с 1 января 2024 года при осуществлении внутреннего финансового аудита (ВФА) следует применять новшества, внесенные в некоторые приказы Минфина России по вопросам осуществления внутреннего финансового аудита приказом Минфина России от 4 октября 2023 г. № 158н.
Согласно введенным новшествам итоги консультирования в письменной форме субъект ВФА представляет субъектам бюджетных процедур, являющимся руководителями структурных подразделений главного администратора (администратора) бюджетных средств.
По итогам консультирования субъекты бюджетных процедур вправе самостоятельно принимать решения о необходимости, содержании и сроках реализации мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков.
В спорных вопросах целесообразно получить мнение Минфина или Казначейства России, так как неустранимые сомнения трактуются в пользу объекта контроля и являются смягчающим обстоятельством.
Оценка бюджетных рисков
При проведении внутреннего контроля важно оценить бюджетные риски. Методические рекомендации по оценке бюджетных рисков и ведению реестра бюджетных рисков направлены письмом от 11 сентября 2023 г. № 02-10-08/1/86333 (далее — Методические рекомендации).
Под бюджетным риском понимается событие, которое может произойти, но еще не наступило (или наступило и может повториться), и оказать негативное влияние, то есть привести: