bool(false)

Компенсация издержек поставщика по госконтракту

Должны ли государственные и муниципальные заказчики компенсировать поставщикам издержки в том случае, когда эти издержки выходят за пределы цены контракта? Ответ на этот вопрос не так­то прост как на концептуальном, так и на прикладном уровне. Заказчику важно знать, в каких случаях ему придется компенсировать издержки поставщика. И не менее важно понимать, зачем это необходимо.

Д. А. Казанцев, кандидат юридических наук, главный аналитик

В целом действующее закупочное законодательство строится на сочетании ограничения прав заказчика при проведении закупок и защиты прав заказчика по ее результатам. Контролеры пристально следят за соблюдением процедуры выбора поставщика (подрядчика, исполнителя) и за последующим заключением контракта. Но когда дело доходит до оплаты контракта, то во главу угла ставится принцип экономии бюджетных средств.

И речь идет не только о том, что заказчик по общему правилу не имеет права заплатить поставщику ничего сверх указанного в итоговом протоколе закупок. Правоприменители стремятся компенсировать заказчику даже расходы на замещающую сделку. Если победитель уклонился от заключения контракта по предложенной им цене, то судебные органы зачастую взыскивают с него разницу между этой ценой и ценой того контракта, который заказчик должен был заключить с другим поставщиком по причине уклонения победителя.

Например, Определение Верховного суда России от 2 февраля 2024 г. № 305-ЭС23-25551 по делу № А41-95106/2022 подтвердило правомерность взыскания с уклонившегося победителя закупки перерасхода бюджетных средств, связанных с заключением замещающего контракта. В качестве обоснования суд сослался на причинно-следственную связь между этими дополнительными расходами и поведением победителя закупки. Ведь первоначальный контракт не заключили именно в силу того, что победитель не подписал контракт и не представил обеспечение его исполнения. Значит, из-за бездействия победителя товар был закуплен заказчиком по более высокой цене. А следовательно, именно уклонившийся победитель должен компенсировать непредвиденные расходы заказчика.

В данном конкретном споре логика судов и в самом деле неоспорима, а поведение победителя закупки действительно имело все признаки недобросовестности. Однако нередки случаи, когда в той же самой логике решается вопрос с компенсацией издержек в случае отказа поставщика от исполнения нерентабельного для него контракта (например, постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 27 июня 2023 г. по делу № А03-7527/2022).

Просмотр статьи доступен для подписчиков журнала.

№ 3, 2024

×
Новости
Уважаемые коллеги! Дорогие женщины!
Оплата лизинга за счет ОМС
Профилактический визит как инструмент контроля
Перерасчет земельного налога
Изменения в Трудовом кодексе
Практикум
Передача имущества в операционную аренду
Учтем подарок
Загранучреждение: особенности учета
Ремонт судна: отражение расходов
Проблема
Доступная среда
Имущество в многоквартирном доме
Авария: страховое возмещение
Бухгалтер-финансист
Оценка эффективности деятельности государственных учреждений
Налоги
Пени на налоговую недоимку
Технологии
Виртуальный личный кабинет
Отраслевые особенности
Гранты: сложные моменты
Трудовое право
Внеочередной медосмотр
Электронный кадровый документооборот: есть вопросы
Контроль
Контроль баланса
Вопрос — ответ
Вопрос — ответ
Госзакупки
Особенности закупки российских и иностранных товаров
Компенсация издержек поставщика по госконтракту
Юридический аспект
Госзакупки: предоставление гарантии
Из истории
Ильинка — главная финансовая улица России
Информационный продукт «Бюджетный учет» информационного агентства «Бюджет-Медиа»