Условия зарплаты должны повышать заинтересованность работников в эффективном функционировании подразделения, в котором он числится, и учреждения в целом. Эти цели эффективным образом достигаются построением грамотного механизма стимулирования.
Е. В. Шестакова, кандидат юридических наук, практик в области правового и налогового консалтинга, бухгалтерского и бюджетного учета
В каждой сфере деятельности учреждений есть своя специфика. К особенностям относят оплату педагогического и медицинского персонала, госслужащих, работников социальной сферы, персонала муниципальных и государственных учреждений культуры и спорта, служащих силовых ведомств и, конечно, работников администраций и органов власти, не отнесенных к категории государственных или муниципальных служащих, и некоторых других работников.
Основы оплаты труда
Общие основы построения оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений определены в статье 144 Трудового кодекса. Исходя из возможностей и потребностей, учреждения самостоятельно определяют правила оплаты труда. Утвержденные правила закрепляются в коллективных договорах, соглашениях, локальных нормативных актах.
При этом должны быть выполнены условия:
- соблюдены требования нормативных правовых актов;
- учтены положения соответствующих справочников должностей, работ и профессий рабочих (ЕТКС[1], ЕКС[2]).
Решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 22 декабря 2023 года, протоколом № 11 утверждены Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2024 год (далее — Единые рекомендации). Документ направлен на обеспечение единых подходов к оплате труда.
Одним из главных принципов Единых рекомендаций является создание условий для оплаты труда, непосредственно коррелирующих с результатами и качеством работы.
Зарплата бюджетников складывается из трех основных составляющих: