Ни один производитель не застрахован от брака, и покупатели также сталкиваются с поставкой бракованного оборудования. Какие пути выхода из ситуации с бракованной продукцией есть у учреждения?
Л. А. Емельянова, консультант
Ситуация
Бюджетным учреждением был заключен государственный контракт на поставку системы автоматической флеш-хроматографии (далее — оборудование). После приемки были обнаружены недостатки в товаре.
Каков порядок отражения в учете возврата оборудования поставщику (возврата денежных средств) в рамках гарантийного случая, если брак обнаружен после его принятия на учет, а также порядок налогового учета?
Решение
В соответствии со статьей 18 Закона от 7 февраля 1992 г. № 2300‑1 «О защите прав потребителей», потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе:
- потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);
- потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
- потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;
- потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
- отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата суммы, уплаченной за товар. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.
Вышеуказанное положение предусматривается и в государственном контракте на поставку оборудования бюджетному учреждению, в соответствии с которым в случае невозможности устранения дефектов поставщик производит его замену на аналогичное.
Возврат поставщику неисправного оборудования и получение нового в рассматриваемой ситуации не будет являться списанием (выбытием). Такую операцию согласовывать с учредителем не следует.