2024 год ознаменован инициативой по существенной модификации института импортозамещения в регулируемых закупках. Эта модификация касается как расширения полномочий Правительства России в этой сфере, так и унификации самих инструментов. К чему стоит быть готовым заказчику и поставщику после принятия соответствующего законопроекта? И о чем необходимо помнить регулятору при разработке новых норм в сфере импортозамещения?
Д. А. Казанцев, кандидат юридических наук, главный аналитик АО «Гринатом»
Законопроект № 547583‑8 о единых правилах применения национального режима в закупках, находящийся в настоящее время на рассмотрении в Госдуме, предусматривает формирование общего порядка поддержки отечественных производителей в рамках Законов № 44‑ФЗ и 223‑ФЗ. При этом сам порядок не устанавливается на законодательном уровне. Его формирование отнесено к исключительной компетенции Правительства России.
Для формирование такого порядка Правительство России имеет право:
- устанавливать запрет закупок товара (в том числе поставляемого при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), происходящего из иностранного государства, работы, услуги, соответственно выполняемой, оказываемой иностранным лицом;
- устанавливать ограничение закупок товара (в том числе поставляемого при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), происходящего из иностранного государства, работы, услуги, соответственно выполняемой, оказываемой иностранным лицом, в том числе минимальную обязательную долю закупок товаров российского происхождения;
- устанавливать преимущества в отношении товара российского происхождения (в том числе поставляемого при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), работы, услуги, соответственно выполняемой, оказываемой российским лицом;
- определять информацию и документы, которые подтверждают страну происхождения товара.
Как и раньше, по умолчанию и Законом № 44‑ФЗ, и Законом № 223‑ФЗ для участия иностранных производителей в регулируемых закупках предусмотрен режим наибольшего благоприятствования — национальный режим. Однако Правительство России имеет неограниченные полномочия по установлению исключений из этого режима.
В пояснительной записке к законопроекту указывается, что действующее регулирование, устанавливающее запрет, ограничение и преимущество допуска иностранной продукции к участию в российской закупке, носит громоздкий характер, поскольку сопровождается как минимум девятью подзаконными нормативными правовыми актами, которые предусматривают различный порядок их реализации заказчиками, содержат не менее семи перечней товаров, в отношении которых они применяются, а также устанавливают разные механизмы подтверждения страны происхождения товара.
Если говорить о будущих инструментах импортозамещения, то законопроектом предлагается предусмотреть непосредственно в Законах № 44‑ФЗ и 223‑ФЗ положения о недопущении: