Создание объекта капитального строительства требует существенных вложений в самые разные виды работ. Не всегда проект может быть доведен до логического завершения, но каждый из этапов является фактом хозяйственной деятельности, подлежащим отражению в учете учреждения.
Н. П. Нестеренко, консультант
Cамую простую схему возведения капитального объекта можно представить следующим образом: разработали проектную документацию — построили — ввели в эксплуатацию — зарегистрировали право собственности. С точки зрения учета схема такая: признан доход (подписано соглашение о предоставлении субсидии) — получены денежные средства — осуществлены вложения — создан объект — объект признан в учете.
На любом этапе в силу разных причин строительство может прекратиться, и объект получит статус незавершенного.
Субсидия на строительство
Финансирование капитального строительства чаше всего происходит за счет средств бюджетов. Постановлением Правительства России от 30 мая 2024 г. № 702 «Об управлении капитальными вложениями, финансовое обеспечение которых осуществляется (планируется осуществлять) за счет средств федерального бюджета» утверждены:
- положение о порядке формирования и ведения реестра объектов капитального строительства, объектов недвижимого имущества, строительство (реконструкция, в том числе с элементами реставрации, техническое перевооружение) или приобретение которых осуществляется (планируется осуществлять) за счет средств федерального бюджета;
- правила принятия решений об осуществлении капитальных вложений в объекты капитального строительства и приобретение объектов недвижимого имущества за счет средств федерального бюджета;
- правила осуществления капитальных вложений в объекты капитального строительства и приобретение объектов недвижимого имущества за счет средств федерального бюджета (далее — Правила).
Правилами установлено, что в целях строительства капитальных объектов капитальные вложения за счет средств федерального бюджета производятся путем предоставления бюджетных инвестиций или субсидий учреждениям.
Субсидии на капитальные вложения бюджетным и автономным учреждениям предоставляются на основании соглашений, которые заключаются между учреждением и учредителем. Федеральное государственное бюджетное учреждение, которое осуществляет полномочия ГРБС, получает субсидии на условиях, предусмотренных решением о капитальных вложениях (п. 4 ст. 78.2 БК РФ, п. 11 Правил, письмо Минфина России от 4 февраля 2020 г. № 02-06-07/6939). Типовая форма соглашения о предоставлении из федерального бюджета федеральному государственному бюджетному учреждению или федеральному государственному автономному учреждению субсидии на осуществление капвложений утверждена приказом Минфина России от 2 сентября 2022 г. № 135н.