Правительство России утвердило комплекс мер по развитию инструмента контрактной системы, именуемого в обиходе малой электронной закупкой. Это делает актуальным разговор не только и даже не столько о практике применения малой электронной закупки сегодня, сколько о перспективах и потенциале развития этого инструмента.
Д. А. Казанцев, кандидат юридических наук, главный аналитик АО «Гринатом», член Совета ТПП РФ по развитию закупок
Малая электронная закупка предусмотрена частью 12 статьи 93 Закона № 44‑ФЗ. Ее процедура отличается от всех прочих тем, что выбор поставщика (подрядчика, исполнителя) начинается не с того, что заказчик публикует извещение о закупке, а с того, что сам поставщик публикует предварительное предложение о поставке. Это предложение не является константой и может быть изменено поставщиком в любой момент, но только до того, как заказчик утвердит выбор этого предложения в качестве предложения победителя закупки.
Такое предложение поставщик формирует на одной из государственных электронных площадок, обладающих функциональностью для проведения малой электронной закупки. Наименование товара и его характеристики указываются в этом предложении с использованием каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Кроме этого, указывается страна происхождения, товарный знак, единица измерения, доступное к закупке количество и некоторые другие параметры. Предварительное предложение подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью поставщика, а потому является юридически значимым документом.
В случае соответствия требованиям заказчика, такое предварительное предложение приравнивается к заявке на участие в закупке, хотя сформировано оно до начала самой закупки. Более того, малая электронная закупка и в принципе не может состояться, если поставщики не сформировали свои предварительные предложения до того, как заказчик опубликовал свою потребность.
Потребность, размещаемая заказчиком в рамках малой электронной закупки, тоже именуется извещением. Ключевой особенностью является то, что указание требований к товару, его объему и месту поставки проходит машинную обработку: программно-аппаратный комплекс сопоставляет требования заказчика, указанные в извещении, с уже опубликованными в той же системе предварительными предложениями поставщиков.
Таким образом, и сбор, и оценка заявок происходят в автоматическом режиме почти мгновенно (п. 5 ч. 12 ст. 93 Закона № 44‑ФЗ отводит на это один час). По итогам алгоритм выбирает пять лучших предварительных предложений, соответствующих требованиям заказчика и при этом имеющих наименьшее предложение о цене поставки. Именно по цене и производится автоматическое ранжирование найденных предложений.
В течение одного рабочего дня после получения такого предварительного ранжирования заказчик:
- принимает в отношении каждой заявки решение о соответствии требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, или решение об отклонении;
- присваивает каждой заявке на участие в закупке, которая не отклонена, порядковый номер в порядке возрастания цены за единицу товара;
- формирует с использованием электронной площадки протокол подведения итогов определения поставщика, подписывает его усиленной электронной подписью, размещает его в единой информационной системе и на электронной площадке.
Заключение контракта осуществляется с участником закупки, заявке которого присвоен первый номер.