Централизация государственных и муниципальных закупок получает все большее распространение в контрактной системе. Это перспективный инструмент, который при должном использовании может и повысить эффективность закупок и снизить издержки на их проведение. Однако при внедрении важно помнить о пределах его эффективного использования.
Д. А. Казанцев, кандидат юридических наук, член Совета ТПП России по развитию системы закупок
Суть централизации закупок проста и заключается в делегировании заказчиком при проведении закупок части своих задач и полномочий специализированной организации. Получается, что несколько заказчиков отправляют в специализированную организацию свои потребности, а она проводит все закупочные процедуры — и заказчики в результате получают уже готового поставщика, выбранного с соблюдением всех требований законодательства.
Закупочная комиссия в этом случае формируется именно специализированной организацией. Она выносит решение о выборе поставщика сразу для нескольких заказчиков, которые при этом не формируют собственных закупочных комиссий. При максимальной же централизации спецорганизация выполняет для заказчиков не только функции закупочной комиссии, но и функции контрактной службы.
С организационной точки зрения централизация представляет собой частный случай совместной закупки. С конкурентной точки зрения централизация — это частный случай укрупнения закупки. Именно с этих двух ракурсов удобнее будет рассмотреть и ее достоинства, и ее недостатки.
Централизация по правилам контрактной системы
Принципы централизации государственных и муниципальных закупок урегулированы статьей 26 Закона № 44‑ФЗ, предусматривающей проведение централизованной закупки посредством привлечения специально созданного уполномоченного органа. И в этом ее принципиальное отличие от совместной закупки, при которой полномочия по проведению закупки у заказчика принимает не спецорганизация, а другой заказчик.
Статья 26 предусматривает два типа централизации:
- централизация определения поставщика;
- централизация подготовки и проведения закупки.
В первом случае фокус централизации заключается в делегировании спецорганизации полномочий закупочной комиссии. Уполномоченные органы и учреждения осуществляют полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков, установленные решениями о создании таких уполномоченных органов, уполномоченных учреждений или о наделении их указанными полномочиями. В этом случае контракты с победителем закупки подписываются и исполняются заказчиками, для которых были определены поставщики (подрядчики, исполнители).
Во втором случае спецорганизация выполняет функции и закупочной комиссии, и контрактной службы. Ее полномочия охватывают вопросы планирования закупок, определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), заключения контрактов, их исполнения, в том числе приемку поставленных товаров, выполненных работ (их результатов), оказанных услуг и обеспечение их оплаты. В этом случае речь идет о фактической передаче на субподряд не только вопросов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), но и большей части предшествующих и последующих задач.