Централизация закупок всех уровней стала тенденцией последнего времени. При должной реализации этот инструмент и в самом деле имеет потенциал повышения эффективности работы контрактной системы. При этом важно не забывать, что для достижения этой цели имеет смысл объединить все инструменты, в том числе и инструменты цифровизации и автоматизации закупок.
Д. А. Казанцев, кандидат юридических наук, эксперт Совета ТПП России по развитию системы закупок
Централизация
Объединение закупок имеет в контрактной системе несколько измерений. Это и совместные закупки нескольких заказчиков, и передача специализированной организации функций по проведению процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя), и ряд переходных моделей. Но в данной статье речь пойдет именно о максимальной степени централизации закупок, предусмотренной в рамках контрактной системы, а именно — о передаче профильной специализированной организации всех функций по подготовке и проведению закупки, а также по заключению и исполнению контракта с поставщиком.
Например, распоряжением Правительства России от 17 сентября 2024 г. №
Согласно утвержденному плану мероприятий, к 1 декабря 2024 года Минфин России и ФАС России должны определить первую группу из десяти федеральных органов исполнительной власти (ФОИВов) и перечень типовых товаров, работ и услуг, на которых будут апробировать такую централизацию. По большому счету, это должно стать вторым этапом апробации централизованных закупок на федеральном уровне. С 2020 года централизованно закупаются канцтовары для Федеральной пробирной палаты, Росимущества, Рослесхоза и Росрыболовства и их территориальных органов.
К концу 2025 года должна быть сформирована группа еще из десяти ФОИВов для третьего этапа централизации, а к концу 2026 года — группа для четвертого этапа. Предполагается, что в эту последнюю группу войдут все федеральные министерства и ведомства, не включенные в предыдущие группы. Для каждой из групп предусмотрен годовой подготовительный период. Так, централизованные закупки для второй группы предполагается проводить не ранее 2026 года.
Кроме того, дорожной картой предусмотрено утверждение уполномоченным федеральным органом порядка и формы представления федеральными органами информации о потребности в осуществлении централизованных закупок типовых и нетиповых товаров, работ, услуг. Сам Минфин России должен будет ежегодно отчитываться Правительству России о ходе централизации федеральных закупок.
При таком подходе уместно говорить не только и не столько о централизации закупки как таковой, сколько о централизации экспертизы, необходимой для выполнения требований контрактной системы. Специализированная организация, выступающая в роли централизованного заказчика, может объединять закупки нескольких заказчиков, а может и не делать этого. Но она в любом случае замыкает на себе все отношения с поставщиками (подрядчиками, исполнителями), становясь для заказчика де-факто централизованным снабженцем.