С 2025 года начали действовать новые правила применения национального режима в закупках. Эти правила были опубликованы Правительством России на излете декабря 2024 года[1]. Минфином России, как профильным регулятором, были опубликованы разъяснения о порядке применения этих правил[2]. И, учитывая сложность нового регулирования, с этими разъяснениями стоит познакомиться подробнее.
Д. А. Казанцев, кандидат юридических наук, эксперт Совета ТПП России по развитию системы закупок
Установление исключений из общего принципа предоставления национального режима при участии в закупках отнесены действующими редакциями Законов № 44‑ФЗ и 223‑ФЗ к компетенции Правительства России, которым все эти исключения были собраны в постановлении от 23 декабря 2024 г. № 1875 (далее — Постановление № 1875).
Этот документ задумывался как своего рода универсальный закон об импортозамещении в сфере закупок. И соединение схожих по терминологии, но совершенно различных по своей сути сфер действия Законов № 44‑ФЗ и 223‑ФЗ закономерно привели к тому, что нормативный акт оказался не только обширным, но и совсем непростым для понимания даже для опытного специалиста по закупкам[3].
Информационное письмо Минфина России от 31 января 2025 г. № 24-01-06/8697 (далее — письмо № 24-01-06/8697) было опубликовано в начале февраля и помогло разобраться в сложной ситуации — ведь, несмотря на предварительное анонсирование, новые правила были приняты официальным образом буквально за неделю до того, как заказчиков обязали перестроить свою закупочную работу в соответствии с этими правилами.
Приведем краткий обзор порядка применения новых правил национального режима.
Инструментарий «защитных» мер
Разъяснения начинаются с перечисления всех вариантов «защитных» мер — запретов, ограничений и преференций с присовокуплением обязательных квот на закупку отечественной продукции. Но при этом сразу дается важная оговорка: не все заказчики применяют полный комплекс этих мер. Так, на государственных и муниципальных заказчиков не распространяется квотирование.
Для наглядности разъяснения предлагают условно выделить три группы заказчиков:
1. Заказчики, к закупкам которых применяются запрет, ограничение, преимущество, но не применяется минимальная доля.
2. Заказчики, к закупкам которых применяется минимальная доля, а запрет, ограничение, преимущество применяются только при осуществлении закупок в отдельных случаях.
3. Заказчики, к закупкам которых применяется минимальная доля, но не применяются запрет, ограничение, преимущество.
К первой группе относятся все заказчики по Закону № 44‑ФЗ и большинство видов заказчиков по Закону № 223‑ФЗ.
Таким образом, государственные и муниципальные заказчики при проведении своих закупок обязаны применять следующий комплекс мер: