25 апреля 2024 года

Опубликован проект Концепции «Электронный бюджет»

26 мая министр финансов А.Кудрин сообщил: «Сейчас готовится проект постановления, который мы условно называем «Электронный бюджет», когда все операции в отношении всех контрактов на территории России будут отражаться в режиме онлайн в Федеральном казначействе, а не формироваться на бумажных носителях поквартально или помесячно». «Эта разработка одобрена комиссией по административной реформе и в ближайшее время, в течение двух недель, будет подготовлено постановление и утверждена концепция этой системы», — добавил глава Минфина, отметив, что принятие данного постановления правительства «существенно увеличивает прозрачность всей власти в целом».

6 июня на сайте Минфина был опубликован проект Концепции создания и развития интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет», включающий следующие основные направления:

  • Создание и внедрение единой системы формуляров, используемых при формировании электронной информации о деятельности публично-правовых образований в сфере управления общественными финансами. Под системой формуляров понимается совокупность структурированных электронных документов, позволяющих отразить унифицированные операции, совершаемые организациями сектора государственного управления в процессе их финансово-хозяйственной деятельности. Особое значение при создании и развитии системы формуляров имеет использование единых реестров и классификаторов.

  • Переход на юридически значимый электронный документооборот в сфере управления общественными финансами. Приоритетной задачей является не только перевод всех документов в электронный вид через систему формуляров, но и идентификация и аутентификация пользователей в информационных системах. Для электронного взаимодействия пользователей будет необходимо обеспечить единое пространство доверия для юридически значимого документооборота с применением средств электронной подписи. Каждому пользователю будет предоставлен интерактивный доступ к информационным ресурсам вне зависимости от его территориальной удаленности через систему «личных кабинетов».

  • Автоматизация учетной деятельности, интеграция и обеспечение взаимосвязи всех видов учета и отчетности публично-правовых образований. Предлагается автоматическое преобразование введенной в систему формуляров информации в учетные записи согласно установленным правилам и отражение информации по соответствующим регистрам и счетам бухгалтерского и управленческого учета. Использование единых для всех пользователей портальных решений, системы формуляров, применение реестров и классификаторов позволит создать условия для централизованного ведения бухгалтерского учета в электронном виде в рамках публично-правового образования (формирование единой Главной книги).

  • Интеграция процессов управления общественными финансами публично-правовых образований. В рамках создания электронного бюджета предусматривается интеграция и (или) автоматизация следующих процессов:
    • бюджетное планирование;
    • управление доходами;
    • управление расходами;
    • управление долгом и финансовыми активами;
    • управление денежными средствами;
    • управление закупками;
    • управление нефинансовыми активами;
    • управление кадровыми ресурсами;
    • бухгалтерский и управленческий учет;
    • финансовый контроль.

  • Обеспечение взаимосвязи информации о финансовых показателях публично-правовых образований с показателями результативности их деятельности. Интеграция электронного бюджета с информационными системами органов государственной власти позволит обеспечить взаимосвязь информации о финансовых показателях деятельности публично-правовых образований сданными о результатах их деятельности, в том числе:
    • данных о бюджетных расходах на реализацию государственных (муниципальных) программ (подпрограмм) с результатами их реализации;
    • данных о расходах на государственные (муниципальные) услуги с информацией о плановых и фактических объемах предоставления государственных (муниципальных) услуг, а также нормативных затратах на оказание государственных (муниципальных) услуг;
    • информации о бюджетных инвестициях с перечнем поставленных на учет нефинансовых активов;
    • объемов межбюджетных трансфертов с показателями оценки эффективности реализации соответствующих государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации.

  • Обеспечение прозрачности и публичности информации о деятельности публично-правовых образований в сфере управления общественными финансами.
    Создание и развитие единого портала бюджетной системы РФ (www.budget.gov.ru), обеспечивающего доступность информации о финансово-хозяйственной деятельности публично-правовых образований и государственных внебюджетных фондов. На Едином портале предлагается размещать, в том числе следующую информацию:
    • о прогнозных и фактических поступлениях доходов в бюджеты бюджетной системы РФ и в бюджеты государственных внебюджетных фондов;
    • о финансовой деятельности и финансовом состоянии публично-правовых образований, об их активах и обязательствах, плановых и фактических результатах деятельности организаций сектора государственного управления;
    • о государственных и муниципальных программах (подпрограммах);
    • основных показателях государственных и муниципальных заданий применительно к каждому государственному или муниципальному учреждению;
    • об использовании государственными и муниципальными учреждениями переданного им в управление недвижимого и особо ценного движимого имущества, в том числе для оказания услуг или выполнения функций.

Создание электронного бюджета будет основано на максимальном использовании результатов информатизации, достигнутых органами государственной власти и органами местного самоуправления, а также исключении дублирования прикладных и инфраструктурных решений, реализованных в рамках введенных в промышленную эксплуатацию систем и элементов электронного правительства.
Основные принципы создания технической архитектуры в том числе, включают: централизованные или облачные (предоставленные пользователям как сервис) хранение и обработка информации; обеспечение необходимого уровня отказоустойчивости и катастрофоустойчивости (соответствие требованиям инфраструктуры не менее Tier3, определяемых международным стандартом TIA-ETA-942 «Телекоммуникационная инфраструктура Центров Обработки Данных»).
Предусматривается обеспечение согласованного развития информационных систем Минфина России и подведомственных ему федеральных органов исполнительной власти за счет совместного использования технической инфраструктуры путем организации системы центров обработки данных. Кроме того, предусматривается возможность предоставления инфраструктуры центров обработки данных пользователям сервисных подсистем электронного бюджета по модели «инфраструктура как сервис» (IaaS).
При формировании требований к технической архитектуре необходимо ориентироваться как на существующие и апробированные технологии, так и на тенденции развития и перспективные технологии, находящиеся на первых этапах выхода на рынок.
Предусматривается информационное взаимодействие электронного бюджета с внешними информационными системами государственных органов, которое будет формировать интегрированную информационную среду в сфере управления общественными финансами.

Создание и развитие электронного бюджета предлагается реализовать в два этапа:
    • на первом этапе осуществляются разработка и внедрение первой очереди электронного бюджета (2011 — 2012 гг.);
    • на втором этапе реализуется развитие электронного бюджета (2013 — 2015 гг.).
С учетом сложности, комплексности и масштабности реализации задач предлагается многоуровневая система управления процессом создания и развития электронного бюджета.

Концепция разработана в рамках реализации Программы Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 г. № 1101-р.

Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно
Реклама