25 апреля 2024 года

Госзакупки в особых условиях

Продолжающаяся пандемия, вызванная распространением новой коронавирусной инфекции 2019-nCoV, вносит коррективы во все сферы нашей жизни. Чтобы смягчить последствия ее вторжения, в том числе и в хозяйственную жизнь учреждений государственного сектора, важной составляющей которой являются государственные закупки, Правительство России продолжает вносить изменения в законодательную базу[1].

Распространение новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, носит чрезвычайный и непредотвратимый характер, в связи с чем является обстоятельством непреодолимой силы. Такую позицию заняли Минфин России, МЧС России, ФАС России в вопросе осуществления закупок товара, работы, услуги для обеспечения государственных и муниципальных нужд и закрепили в совместном письме Минфина России № 24-06-05/26578, МЧС России № 219-АГ-70, ФАС России № МЕ/28039/20 от 3 апреля 2020 года.

Запреты и ограничения

В целях поддержки отечественного производителя правительство систематизировало правила применения запретов и ограничений в отношении закупок иностранных промышленных товаров (за исключением государств — членов ЕАЭС), утвердило перечни промышленных товаров, не допускающихся или имеющих ограничения для участия в закупках для государственных и муниципальных нужд, для нужд обороны страны и безопасности государства.

Запреты, установленные постановлением Правительства от 30 апреля 2020 г. № 616 (далее — Постановление № 616), распространяются в том числе на товары, поставляемые заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, а также являющиеся предметом аренды и (или) лизинга.

Ограничительные меры утверждены постановлением Правительства России от 30 апреля 2020 г. № 617 (далее — Постановление № 617).

Перечень иностранных промышленных товаров, в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, установлен Постановлением № 616. В него вошли:

  • товары легкой промышленности;
  • продукция мебельной и деревообрабатывающей промышленности;
  • изделия станкоинструментальной промышленности;
  • продукция машиностроения;
  • ряд других товаров.

Предусмотрены случаи, когда запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, не действует:

  • отсутствие на территории России производства промышленного товара, которое подтверждается:
  • в отношении промышленных товаров, предусмотренных перечнем, — наличием разрешения на закупку происходящего из иностранного государства промышленного товара, выдаваемого с использованием государственной информационной системы промышленности в порядке, установленном Минпромом России;
  • в отношении иных товаров, не предусмотренных перечнем, а также работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами и приобретаемых для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства, — заказчиком самостоятельно;
  • закупки одной единицы товара, стоимость которой не превышает 100 тыс. рублей, и закупки совокупности таких товаров, суммарная стоимость которых составляет менее 1 млн рублей. Исключением являются закупки текстильных тканей и изделий, одежды, в том числе трикотажной и вязаной, меховых изделий, дубленой и выделанной кожи, выделанного и окрашенного меха, обуви, огнестойкой защитной одежды, средств защиты, не включенные в другие группировки. При этом заказчик должен установить дополнительные требования к участникам — использовать материалы или полуфабрикаты из государств, входящих в ЕАЭС. Подтверждающие документы должны быть представлены на этапе исполнения контракта. Дополнительное требование не действует, если в ЕАЭС материалы и полуфабрикаты не производят (п. 5 Постановление № 616);
  • необходимость обеспечения взаимодействия товаров с товарами, используемыми заказчиком, ввиду их несовместимости с товарами, имеющими другие товарные знаки. Исключение составляют тракторы, оборудование и машины для переработки продуктов питания, производства хлебобулочных изделий, промышленного приготовления и подогрева пищи;
  • закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование (в случае закупки обрабатывающих станков);
  • закупки, осуществляемые силовыми ведомствами России, за исключением закупок текстильных тканей и изделий, одежды, обуви, выделанных кожи и мехов. Также в перечень исключений попали: оправки для крепления инструмента, дорожная техника (бульдозеры, грейдеры, катки, погрузчики, экскаваторы), автомобили легковые, пожарные, автотранспортные средства для перевозки 10 или более человек, грузовые. В случае приобретения запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию может закупаться одна единица товара, стоимость которой равна или менее 2 млн рублей;
  • закупка товаров в целях реализации мер по осуществлению государственной охраны (ФСО России), а также закупка транспортных средств для обеспечения безопасности объектов государственной охраны (МВД России) (п. 3 Постановления № 616).

Нельзя объединять в одну закупку (один лот) товары из перечня и товары, не включенные в него (за исключением закупок промышленных товаров по государственному оборонному заказу) (п. 12 Постановления № 616).

Постановлением № 617 закреплены меры, ограничивающие допуск отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд и утвержден соответствующий перечень.

Установленные ограничения распространяются на товары, включенные в перечень, в том числе поставляемые заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (п. 4 Постановления № 617).

Запрещено включать в один контракт (один лот) промышленные товары, происходящие из иностранных государств, включенные в ограничительный перечень (п. 5 Постановления № 617). Также предметом одного контракта (одного лота) не могут быть музыкальные инструменты и звуковое оборудование, входящие в различные производственные группы, а также другие отдельные виды промышленных товаров (п. 6 Постановления № 617).

Установлен порядок закупки промышленных товаров, включенных в перечень. Заказчик должен отклонить все заявки с предложениями о поставке отдельных видов иностранных промышленных товаров при условии, что на участие в закупке подано не менее двух заявок, которые одновременно:

  • содержат предложения о поставке отдельных видов промышленных товаров, страной происхождения которых являются только государства — члены ЕАЭС;
  • не содержат предложений о поставке одного и того же вида промышленного товара одного производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующую признакам, предусмотренным статьей 9 Закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», при сопоставлении заявок (окончательных предложений) (п. 2 Постановления № 617).

Действие Постановления № 617 не применяется в отношении отдельных видов промышленных товаров, работ, услуг, по которым установлены отдельные запреты в соответствии со статьей 14 «Применение национального режима при осуществлении закупок» Закона № 44-ФЗ (п. 12 Постановления № 617).

В Постановлениях № 616, 617 установлены правила подтверждения страны происхождения промышленных товаров. Подтверждением того, что продукция не подпадает под запрет, являются:

  • реестр российской промышленной продукции, который ведет Минпромторг;
  • реестр евразийской промышленной продукции (п. 6 Постановления № 616).

В случае реализации ограничительных норм подтверждением страны происхождения отдельных видов промышленных товаров является наличие:

  • сведений об отдельных видах промышленных товаров в реестре промышленной продукции, произведенной на территории России;
  • сертификата о происхождении промышленной продукции, выданного уполномоченным органом ЕАЭС по установленной форме (п. 7 Постановления № 617).

Формирование и ведение реестров российской промышленной продукции и евразийской промышленной продукции возлагается на Минпромторг России (п. 9 Постановления № 616).

Правила не касаются принятой на вооружение военной техники и некоторых других товаров, так как информация о таких товарах не подлежит включению в реестр российской промышленной продукции (п. 10 Постановления № 616).

Постановления вступили в силу с 1 мая 2020 года, за исключением отдельных положений, для которых установлен иной порядок вступления в силу. Они не применяются к отношениям, связанным с осуществлением закупок, извещения об осуществлении которых размещены (направлены) в единой информационной системе в сфере закупок, приглашения принять участие в которых направлены до 1 мая 2020 года.

Списание неустойки

В период распространения новой коронавирусной инфекции был введен режим самоизоляции, остановлена работа многих организаций. Среди них и исполнители по ранее заключенным контрактам.

Положениями пункта 6 статьи 34 Закона № 44-ФЗ установлено, что в случае просрочки, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).

Правила списания сумм неустоек (штрафов, пеней), начисленных поставщику, но не списанных заказчиком в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом, утверждены постановлением Правительства России от 4 июля 2018 г. № 783 (далее — Правила № 783). Постановлением Правительства России от 26 апреля 2020 г. № 591 в Правила № 783 были внесены изменения. Теперь они устанавливают в том числе порядок списания неустойки за неисполнение обязательств по контрактам в 2020 году, причиной которого стало распространение 2019-nCoV.

Заказчик списывает начисленные и не уплаченные суммы неустоек (штрафов, пеней), если они начислены вследствие неисполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (возникновением не зависящих от него обстоятельств, повлекших невозможность исполнения контракта) (подп. «в» п. 3 Правил № 783).

Эта норма не распространяется на контракты, по которым, в частности, в 2020 году:

  • изменялись по соглашению сторон условия о сроке исполнения контракта, и (или) цене контракта, и (или) цене единицы товара, работы, услуги, и (или) количестве товаров, объеме работ, услуг, предусмотренных контрактами;
  • обязательства не были исполнены в полном объеме в связи с возникновением не зависящих от поставщика (подрядчика, исполнителя) обстоятельств, повлекших невозможность исполнения контракта в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (п. 2 Правил № 783).

Основание для принятия решения о списании начисленной и неуплаченной суммы неустоек (штрафов, пеней), начисленных вследствие неисполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту в связи с распространением новой коронавирусной инфекции в 2020 году, подтверждается актом приемки или иным документом и обоснованием обстоятельств, повлекших невозможность исполнения контракта, представленным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заказчику в письменной форме с приложением подтверждающих документов (при их наличии) (п. 5 Правил № 783).

Закупка у единственного поставщика. Перечень расширен

Постановлением Правительства России от 8 мая 2020 г. № 647 (далее — Постановление № 647) по 31 декабря 2020 года включительно расширен перечень случаев, когда заказчик может осуществлять закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), закрепленный в пункте 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ. Положения пункта 1 Постановления № 647 дополнили перечень следующими позициями:

а) закупка для государственных или муниципальных нужд у единственного поставщика, определенного протоколами:

  • заседания Правительства России;
  • координационных и совещательных органов под председательством Председателя Правительства России;
  • планом, предусматривающим первоочередные мероприятия по обеспечению устойчивого развития экономики в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, утвержденным (одобренным) Президентом России, Правительством России, Председателем Правительства России;

б) конкретная закупка, определенная протоколами:

  • заседания Правительства России;
  • координационных и совещательных органов под председательством Председателя Правительства России;
  • планом, предусматривающим первоочередные мероприятия по обеспечению устойчивого развития экономики в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции;

в) закупка для федеральных государственных нужд у единственного поставщика, определенного поручением Председателя Правительства России в целях реализации:

  • решений Координационного совета при Правительстве России;
  • мероприятий плана, предусматривающего первоочередные действия по обеспечению устойчивого развития экономики в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, утвержденного (одобренного) Президентом России, Правительством России, Председателем Правительства России;

г) закупки за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации, резервных фондов высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Если закупка у единственного поставщика для федеральных, субъектовых, муниципальных нужд осуществляется по решению соответствующего органа власти, то в нем должны быть указаны:

  • предмет контракта;
  • предельный срок, на который заключается контракт;
  • обязанность единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) исполнить свои обязательства по контракту лично или возможность привлечь к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей;
  • требование к объему исполнения единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) своих обязательств по контракту лично.

Также в решении может быть определена обязанность заказчика установить требование обеспечения исполнения контракта (п. 3 Постановления № 647).

В заключенном контракте должны быть указаны соответствующий подпункт пункта 1 Постановления № 647, в соответствии с которым осуществляется закупка, а также обоснование цены контракта.

Не позднее трех дней со дня, следующего за датой заключения контракта, заказчик направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, или контрольный орган в сфере государственного оборонного заказа уведомление о такой закупке с приложением копии контракта (п. 4 Постановления № 647).

Постановление № 647 вступило в силу 10 мая 2020 года.

Закон № 124-ФЗ

Чтобы снизить нагрузку по обеспечению исполнения контрактов, расширить возможности проведения малых закупок, Законом от 24 апреля 2020 г. № 124-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения устойчивого развития экономики в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции» (далее — Закон № 124-ФЗ) в Законы № 44-ФЗ и 223-ФЗ были внесены соответствующие нормы.

Сумма закупки, которую можно осуществить у единственного поставщика, повышена с 300 тыс. рублей до 600 тыс. рублей. Процентный годовой лимит таких закупок также увеличен. Теперь он составляет 10 процентов от совокупного годового объема закупок заказчика вместо 5 процентов. В денежном выражении лимит остался на прежнем уровне — 50 млн рублей (подп. 4 п. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

Если в 2020 году при исполнении контракта в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, а также в иных случаях, установленных Правительством России, возникли не зависящие от сторон обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения, можно изменять не только цену и срок исполнения контракта, а также и (или) размер аванса (если контрактом предусмотрена его выплата). Для изменения размера аванса решения органа местного самоуправления, Правительства России или региона не требуется (п. 65 ст. 112 Закона № 44-ФЗ).

С 1 июля 2020 года изменится обеспечение обязательства по контракту, установленное статьей 96 Закона № 44-ФЗ. Заказчик будет вправе установить в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика закрытым способом требование обеспечения гарантийных обязательств, размер которого не может превышать десяти процентов от начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК) (п. 6 ст. 2 Закона № 124-ФЗ). Уменьшен нижний предел размера обеспечения исполнения контракта — до одной второй процента НМЦК (в настоящее время — 5 процентов). Верхний предел остался прежним — 30 процентов.

Если контрактом предусмотрена выплата аванса, размер обеспечения устанавливается

  • не менее чем в размере аванса;
  • в размере аванса, если он превышает тридцать процентов НМЦК.

Если законодательством предусмотрено казначейское сопровождение в части выплаты аванса, размер обеспечения исполнения контракта будет устанавливаться от НМЦК, уменьшенной на размер аванса, а по закупкам, участниками которых являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации (СМП, СОНО), от цены контракта, уменьшенной на размер аванса.

В случае казначейского сопровождения расчетов по контракту обеспечение можно не устанавливать. Если оно все же предусмотрено, его размер составляет до десяти процентов от НМЦК или от цены контракта, в случае если участником закупки являются СМП, СОНО (подп. «в» п. 6 ст. 2 Закона № 124-ФЗ).

Чтобы участники контрактных закупок могли подготовиться к новшествам, положениями пункта 1 статьи 2 Закона № 124-ФЗ (вступает в силу с 1 января 2021 года) статья 2 Закона № 44-ФЗ дополнена пунктом 5, в котором закреплен единый срок вступления в силу поправок в зависимости от даты их принятия. Установлено, что если изменения, касающиеся:

  • планирования закупок товаров, работ, услуг;
  • определения (в т. ч. установления новых способов определения) поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
  • контроля, мониторинга, аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг,

приняты до 1 октября текущего года, то они вступают в силу 1 января очередного года; если после 1 октября, то их действие начинается с 1 января года, следующего за очередным.

Установлены правила исчисления сроков для проведения закупок в соответствии с положениями Закона № 223-ФЗ. В дни, объявленные Президентом России нерабочими в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV:

  • сроки, исчисляемые в рабочих днях, подлежат исчислению в календарных днях. При этом суббота и воскресенье не учитываются при исчислении сроков, подлежащих исчислению в соответствии с настоящим пунктом;
  • если последний день срока приходится на нерабочий день, то он считается днем его окончания. Кроме случаев, когда последний день срока приходится на субботу, воскресенье или нерабочий праздничный день (тогда днем окончания срока считается ближайший следующий нерабочий день, не являющийся субботой, воскресеньем или нерабочим праздничным днем) (ст. 4 Закона № 124-ФЗ).

Размер авансовых платежей

В числе антикризисных мер, принятых Правительством России в связи с распространением инфекции, вызванной 2019-nCoV, и увеличение размера авансовых платежей. Соответствующие изменения внесены постановлением Правительства России от 30 апреля 2020 г. № 630.

Постановление Правительства России от 24 декабря 2019 г. № 1803 «Об особенностях реализации Федерального закона „О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов“» дополнено пунктами 5(1) и 5(2).

С 11 мая 2020 года размер авансового платежа в заключаемых в 2020 году договорах (государственных контрактах) о поставке товаров (выполнении работ, оказании услуг) увеличен с 30 процентов до 50 процентов, но не более лимитов бюджетных обязательств, доведенных до них в установленном порядке на указанные цели на соответствующий финансовый год.

Авансовый платеж в размере 50 процентов предусматривается и в случаях заключения в 2020 году субъектом России или муниципалитетом государственного (муниципального) контракта на строительство, реконструкцию или капитальный ремонт в рамках софинансирования из федерального бюджета (если больший размер не установлен правительством).

Одновременно до 31 декабря 2020 года приостановлены положения, устанавливающие предельный размер авансового платежа — 30 процентов (подп. «в(2)» и абз. 8 подп. «л(1)» п. 10 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства России от 30 сентября 2014 г. № 999, п. 18 и 20 Положения о мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета, утвержденного постановлением Правительства России от 9 декабря 2017 г. № 1496).



[1] См. статью «Закупки в экстремальных условиях», журнал «Бюджетный учет» № 5/2020 г. С. 52–57. (https://www.b-uchet.ru/article/403913.php)


Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно
Реклама